6 мая, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Угроза прячется в сети

06.02.2020
Банковские и правоохранительные организации, кажется, сорвали голос, пытаясь предостеречь владельцев банковских карт от наивных поступков, после которых те лишаются своих денег, зачастую последних. Но число жертв телефонного и компьютерного обмана и не думает снижаться, оно стремительно растет. Ушло то время, когда мошенникам доверялись лишь наивные малограмотные старушки – методы надувательства совершенствуются, и свои деньги в недобрые руки отдают уже молодые и вполне продвинутые. В этом году киберпреступность пришла и в Жиздринский район…

Как это происходит

 У 51-летней жительницы деревни Акимовки зазвонил телефон. Незнакомый мужчина представился работником Сбербанка и напугал известием, что с ее счета кто-то пытался снять 4800 рублей. Попытка не удалась, успокоил «работник», потому что не пришел подтверждающий код. Однако теперь нужно принять меры к защите счета.

После этого взволнованную женщину переключили на другого лжесотрудника, который должен объяснить дальнейший порядок действий. Все выглядело так, словно звонят из настоящего банка – солидно и убедительно. 

Второй «специалист» попросил женщину проверить, на месте ли ее банковская карта, не была ли украдена или потеряна. Когда она удостоверилась, что на месте, мужчина попросил продиктовать ее номер и срок действия - якобы для сверки. Он подтвердил, что все данные верные, а также и то, что мошенники пытались снять с ее карты деньги. 

Далее женщине предложили поговорить со «специалистом», который занимается борьбой с мошенническими действиями. В процессе всех этих разговоров женщине приходили на телефон смс-сообщения с номера 900 с кодами, которые она безропотно диктовала мошенникам. Надеясь на решение проблемы, которую ей озвучили злоумышленники, женщина в считанные минуты потеряла свои сбережения в сумме более 15 тысяч рублей.

Методы множатся

Еще один неприятный инцидент произошел с 39-летней жительницей Жиздры. В этот раз сработал другой механизм. На жертву вышли не по телефону, а через социальные сети. Неизвестные лица вступили с женщиной в переписку, рассказав, что она может стать участником бесплатной программы «Мое здоровье», где предусмотрены скидки на лекарственные препараты от 3 до 7 процентов. Для этого нужно всего лишь сделать репост записи об этой программе у себя на странице.

Когда женщина выполнила это условие, ей на телефон пришло смс-сообщение, в котором было сказано, что для участия в акции она должна написать последние 8 цифр своей банковской карты и абонентский номер, к которому подключен мобильный банк. Жертва простодушно предоставила эту информацию и получила еще одно смс-сообщение с кодом, который она сообщила мошенникам. После этого с ее счета исчезло более семи тысяч рублей. Когда потерпевшая поняла, что ее обманули, незамедлительно обратилась в полицию.

Потерять легко, вернуть невозможно

Существует множество видов телефонного мошенничества. Помимо мобильных телефонов злоумышленники могут использовать взломанные аккаунты ваших друзей и знакомых в социальных сетях. Цель одна - перевод денежных средств. Например, в соседнем Людиновском районе за прошедший год было зарегистрировано 42 факта преступлений такого рода.

Расследование дистанционного мошенничества значительно осложняется тем, что преступники могут действовать с большого расстояния, находясь в другом городе и даже в другой стране. И хотя сотрудники полиции делают все возможное для розыска злоумышленников, практика показывает, что эти преступления не раскрываются.

Очень печально, что в большинстве случаев сами потерпевшие становятся помощниками преступников, поддаваясь панике и диктуя свои персональные данные, коды банковских карт и одноразовые пароли.

Сергей Касатов, начальник Жиздринского отделения полиции межмуниципального отдела МВД РФ «Людиновский»:

- Противодействие мошенничествам остается одной из наиболее актуальных задач в работе органов внутренних дел. В последнее время в Калужской области лидирующие позиции среди преступлений занимают телефонные мошенничества с банковскими картами. Жиздринский район теперь не исключение. Если в прошлом году по району не поступило ни одного заявления, связанного с дистанционным мошенничеством, то в первый месяц нового года уже зарегистрировано два случая кражи денег с банковских карт.

Бди!

Если вам поступил звонок от неизвестного, который представляется сотрудником банка и сообщает, что ваша карта заблокирована или по вашим счетам осуществляются подозрительные операции, рассказывает о несчастном случае с родственниками, розыгрыше призов, ошибочном переводе средств, не выполняйте его просьбы. Никому не разглашайте персональные данные банковских карт, кем бы ни представились ваши собеседники. 

Помните!

Сотрудник банка никогда не будет просить у вас номер карты, тем более ПИН-код и секретный код из смс-сообщения – эта информация нужна только мошенникам. Не поддавайтесь на провокации, сразу прервите разговор, для уточнения информации перезвоните по телефону «горячей линии» банка, указанному на вашей карте, и уточните всю информацию.

Фото автора.