2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Культ свиньи: калуга – мальта

18.01.2019
    Наступивший год считается по восточному календарю годом Свиньи. Вообще-то восточный календарь - лунный, и новый год по нему наступает 5 февраля. И не 2019-й, а 2562-й (буддисты за начало отсчета брали «Переход Гаутамы Будды в небытие»).

   Золотой вепрь Скандинавии

    Традиции одной культуры часто заимствуются другими. Однако интересно выяснить, какую роль играла свинья (или кабан) в нашей, русской и славянской традиционной мифологии. Тем более что открытия здесь могут быть сделаны мирового значения и именно на Калужской земле!
В принятых сейчас на большей части Евразии аврамистических религиях свинья считается животным неприятным, а то и прямо нечистым. Но так было не всегда.
В Древнем Риме свинья была символом любви и семейного счастья! Перед бракосочетанием ее приносили в жертву богам, и жрецы по ее внутренностям определяли, будет ли брак удачным. При плохих предзнаменованиях согласие могли и не дать!

    А у северных народов мифологическое значение свиньи и кабана (вепря) было настолько значимым, что можно говорить о связанных с ними культах. В скандинавских мифах богиня Фрея ездит верхом на вепре с золотой щетиной, а в раю небесный повар мясом вепря Сехримнира кормит павших в бою викингов, причем каждый вечер вепрь возрождался вновь. Археологами найдены тысячи изображений вепря на кельтских изделиях железного века.
Скандинавы – ближайшие соседи славян, и наши предки постоянно контактировали (не всегда мирно). Но известно лишь одно летописное упоминание о мифическом кабане у славян: описывая святилище в западнославянском городе Ретра (территория современной Германии), немецкий хронист Титмар Магдебургский (Х век) пишет:

    «…Они считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли».

   Кабан с поросятами

    А что же у восточных славян, наших непосредственных предков? В последнее время появилось множество статей и книг о мифологии славян, древних корнях русичей и т.п. В них можно найти, например, что «священный Вепрь – зверь славянского бога-громовержца Перуна».

    Увы, научный уровень большинства таких работ низок и построения их авторов не всегда бесспорны. Так, в русле Днепра немного выше Киева было найдено два дубовых ствола, в коих симметрично вбиты кабаньи клыки (один из них сейчас в Киевском музее народной архитектуры и быта). А поскольку идол Перуна, согласно летописи, в Киеве был сделан из дуба, а в одной из древних волынских грамот упоминается «Перунов дуб», то и выстраивается логическая цепочка… Не очень доказательны зубы и кости кабанов, обнаруженные на местах предполагаемых славянских капищ. Хотелось бы более веских подтверждений существования у нас в древности культа кабана.
И здесь, как ни странно, может помочь этнография Калужской области. Вот несколько записей:

    - В Трошенском овраге, на красном песчанике, огромными пластами выходящем на поверхность, высечены изображения кабана с восемью детенышами. (Козельский краевед С.Горичев).
    - Да не с восемью, а с двенадцатью детенышами та свинья на камне, у нас говорили! Правда, сам я этот рисунок не видел… (Д.Артемьев, д.Трошна, Козельский район).
    - Мы на Чертово городище школьниками ходили. На вершине большой вытянутый камень лежал, вроде как свинья, даже как бы с мордочкой, а к нему вплотную двенадцать маленьких. Получалось, будто поросята матку сосут. (Козельчанка В.Воронцова).
    - Рассказывали еще наши родители, что где-то в лесу закопали разбойники волшебный клад – золотую свинью с двенадцатью же золотыми поросятами! (Н.Косариков, д.Гранки, Козельский район).
    - Есть у нас камень-свинья. Он на большую свинью похож. Отец рассказывал, что возле камня когда-то стояли каторжане, в старые времена. То ли они и грабили, я не помню... И вот они сделали из камней тринадцать поросят и возле большого камня их поставили. (Вячеслав Бобылев, Куйбышевский район).
    - Да нет, они все на камне были вырезаны, как гравировка. Кабан и двенадцать поросят. До революции еще вырезали их. Я их сам видел. С ладонь размером каждый. А сама свинья большая. Кусок камня с одним из них откололи даже и в деревню принесли. Сейчас, конечно, его уже не найти. (Валерий Бобылев, Куйбышевский район).

   Случайное совпадение?

    Вместе с друзьями я побывал в указанных местах. Большие камни там есть, а вот рисунков, тем более изваяний, мы при всем старании не заметили. Может, они заросли лишайниками? Но у меня сложилось впечатление, что о каменных кабанах с поросятами даже живущие рядом сельчане больше слышали, нежели видели их. Может быть, мы имеем дело с отголосками какой-то древней легенды? Или даже культа? И вполне возможно, он был далеко не местным и очень древним.

    …Средиземноморский остров Мальта известен своими мегалитическими (из огромных камней) постройками – предположительно храмами, возводить их начали еще в каменном веке. И вот что изображено на одной из плит так называемого «храма Таршин», построенного, как считают, около 3000 лет до новой эры, – свинья с тринадцатью поросятами!
Неужели это случайное совпадение? Возможно, в бытующих у нас рассказах о каменной свинье мы имеем дело с отголосками древнейшего общеевропейского мифа, пережившего тысячелетия! Попытаться узнать что-то новое из тех времен – разве не интереснейшая задача? И в этом могут помочь наши читатели. Подозреваю, что Козельский и Куйбышевский районы – не единственные, где бытуют рассказы о каменных хрюшках. Да и в этих районах кто-то может помнить другие или более полные варианты преданий. Поделитесь с нами!
С автором можно связаться по адресу AP40@mail.ru или по старинке написать в редакцию бумажное письмо. Заранее всем спасибо!