2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Стахановцы – не добытчики нефти

13.03.2020
    Уже несколько лет действует проект «Родительский университет». Так как не за горами выпускные экзамены, то сейчас акцент делается именно на этом вопросе. В калужской гимназии № 19 родители старшеклассников на себе испытали, что такое ЕГЭ и как он проходит. Если раньше родители пробовали свои силы в написании экзамена по русскому языку, то в этом году сдали ЕГЭ по истории.

    Экзамен для взрослых, конечно же, был усеченным – состоял из 11 вопросов и длился всего 30 минут, а не как настоящий у выпускников – почти 4 часа. Перед самим ЕГЭ по всем правилам и нормативам родителей проинструктировали, проверили у них наличие паспорта. Провели через металлодетектор (мобильными телефонами, конечно же, пользоваться нельзя), проверили наличие черных гелевых авторучек, рассадили по местам в аудитории. Короче говоря, всё как на настоящем ЕГЭ, даже видеонаблюдение проводилось.

    Перед экзаменом родителей напутствовал министр образования и науки области Александр АНИКЕЕВ:

    – Хочу успокоить родителей – никто в заданиях ЕГЭ не собирается специально на чем-то подлавливать выпускников, чтобы они ошиблись. Такой цели, конечно же, ни у кого нет. Самое главное – ребятам необходимо быть более внимательными и сосредоточенными. С моей точки зрения, контрольно-измерительные материалы по истории – одни из самых сложных на ЕГЭ. Это связано прежде всего с большим объемом всего школьного курса по истории, который сдают дети, и с разнообразием заданий. В контрольно-измерительных материалах уже нет заданий с выбором одного варианта ответа, которые были в самом начале внедрения ЕГЭ.

    Кстати сказать, министр тоже принял участие в сдаче «родительского» ЕГЭ. После экзамена прошел круглый стол, на котором участники поделились своими впечатлениями, а учителя и эксперты рассказали о сложностях ЕГЭ по истории, сделали акцент на тех темах и заданиях, в которых выпускники чаще всего допускают ошибки. Например, в задании, посвященном Куликовской битве, проверяется и знание хронологии событий, и знание личностей, а также картографии и причинно-следственных связей. Все это составляет костяк изучения истории в общеобразовательной школе. Родителям объяснили, что особенно сложными являются задания из второй части экзамена.

    – Очень интересно было поучаствовать в процессе сдачи ЕГЭ, - делится впечатлениями Ольга ШЛЕЙНИКОВА. - Это достаточно волнительно, но не настолько страшно, как показывают и накручивают многие СМИ. Пройдя процедуру, понимаешь, что самое главное для детей на экзамене – сосредоточиться, не волноваться. Задания все логически выстроены, и у будущих выпускников они, я думаю, не вызовут больших сложностей, ведь в школе ребята все эти темы изучают. Если бы мы, родители, допустим, готовились к этому экзамену, то особых трудностей, думаю, и у нас тоже бы не возникло.

    – Впечатления замечательные! - рассказывает Юлия СВИНАРЁВА. - На самом деле ничего страшного, кроме технических моментов, связанных с заполнением бланков ответов. Но это ведь с ребятами учителя отрабатывают в школе. Главное – знания по предмету. Сложные ли были задания? Лично для меня достаточно непростые – на знание событий разных периодов истории, задания, связанные с картой. Было еще и небольшое историческое сочинение.

   Обрати внимание!

    Темы, которые эксперты советуют выпускникам обязательно повторить перед ЕГЭ:

    Великая Отечественная война (основные этапы: начальный период (22 июня 1941 - ноябрь 1942 гг.), отступление Красной армии, Московская битва, коренной перелом (ноябрь 1942 - конец 1943 гг.), Сталинградская битва, Курская битва, подъем партизанского движения. Заключительный период (начало 1944 - май 1945 гг.) - освобождение СССР, освобождение стран Европы, Берлинская операция, безоговорочная капитуляция фашистской Германии. 

    Татьяна Куликова, учитель истории гимназии № 24 г. Калуги, председатель предметной комиссии по истории:
    – Особенно сложна вторая часть ЕГЭ – задания с 20 по 25. Задание № 20 – это работа с текстом, которая требует от выпускника вдумчивого чтения. Тексты могут быть посвящены разным историческим эпохам – от древности до событий современности. Что вызывает наибольшие трудности? Прежде всего тексты, которые связаны с событиями древнего периода истории. Как показывает практика, именно с ними дети не справляются. Это могут быть и «Русская правда» Ярослава Мудрого, и время Владимира Мономаха. Задание № 23 от выпускника требует характеристики того или иного события. Но самое сложное, это даже не историческое сочинение, а задание № 24. Например, в прошлом году в одном из вариантов данное задание было посвящено стахановскому движению в Советском Союзе. Когда я проверяла, то оказалось, что выпускники очень плохо знают эту тему. Встречались, к сожалению, даже такие варианты ответов, что стахановцы – это передовые крестьяне и люди, которые добывают нефть и газ.
    Детей надо настраивать на то, чтобы они очень внимательно читали текст задания. Если требуется назвать два события, дать характеристику двум историческим личностям, установить две причинно-следственные связи, то это должно быть сделано. Эксперты проверяют экзаменационные работы строго и четко по критериям. И когда дети приходят потом на апелляцию и говорят, что они хотели написать совершенно другое, то это не принимается. Ведь эксперты, конечно же, додумывать за выпускников не имеют никакого права. Еще раз повторюсь – ребятам надо очень внимательно относиться к тексту, к работе, например, с картой. Это тоже одно из самых сложных для выпускников заданий.

   В этом году ЕГЭ по истории будут сдавать около 930 калужских выпускников. Минимальное количество баллов – 32. Средний балл в регионе по истории в прошлом году – 56,3 (в 2018 году – 55). Количество 100-балльных результатов по истории в 2019 году – шесть (в 2018 году – два, в 2017 году – пять). 

Фото: Михаил БОНДАРЕВ.