29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Пера не затупил и сердцем не остыл

25.03.2020
В годы Великой Отечественной вместе со всей страной на защиту Родины встали редакторы, корреспонденты, корректоры, работники типографий. А порой фронтовики приходили работать в редакции уже после Победы. Мы, сегодняшние журналисты, помним их - и тех, кто не дожил до Победы, и тех, кто вернулся с полей сражений. Наша акция «Братья по оружию» посвящена ветеранам-коллегам.

С «лейкой» и блокнотом… Нет, «лейку» он, конечно, у фронтовых корреспондентов видел. А блокнот в руках и сам держал, но позже. А когда началась война, Иван КОНДРАШОВ ещё и десятилетку не окончил. Ему не было 17-ти.

Отважный командир

В июле 1941 года в числе первых вступил в отряд особого назначения. На лошадях с оружием патрулировали дороги, поля, охраняли скирды и риги. Молодые, отчаянные, бесшабашные чоновцы (так они называли себя в память о частях особого назначения, действовавших в революционные годы) совершали такие дерзкие вылазки во вражеское окружение, на которые взрослые вряд ли были способны. Перерезав провод над Рессой, нарушили связь Юхнов - Мосальск. Прекрасно зная местность, выводили из окружения наших солдат и офицеров.

В мае 1942 года Ивана призвали в армию. Был зачислен в состав краснознаменного стрелкового полка 330-й дивизии 10-й армии Западного фронта. Хваткого, смышленого паренька сразу же отправили в полковую школу. После ее окончания назначили командиром минометного расчета. А вскоре, пройдя курсы младших лейтенантов, он стал командиром стрелкового взвода.

В начале августа 1943 года 33-я стрелковая дивизия, оборонявшая и освобождавшая город Киров, двинулась на прорыв мощного немецкого бастиона. Дважды красноармейцам пришлось бросаться в яростную атаку на штурм вражеских позиций, огрызавшихся шквалом огня. Во второй половине дня 13 августа враг, не выдержав напора воинов стрелковой дивизии, попятился, а затем стал спешно отходить.

Чудесное спасение

В одном из кровопролитных боев при блокировании вражеского дота был тяжело ранен командир взвода 4-й роты лейтенант Иван Кондрашов. С поля боя его, истекающего кровью, вытащили санитары и доставили в 62-й передвижной полевой госпиталь.

Надежды почти не было. Военный хирург сокрушенно заметил:

- Нужна срочная операция, но он потерял много крови. Умирает лейтенант. Жаль, очень молодой.

Откликнулась медсестра Зинаида Киселева:

- У меня такая же группа крови, как у него.

И, не раздумывая, стала готовиться к переливанию. Когда лицо лейтенанта порозовело, Зинаида потеряла сознание. Придя в себя, поинтересовалась, кто он, очередной ею спасенный, обрадовалась, что паренек из соседнего района (она из Юхновского, он – из Мосальского), а деревни их на берегу одной речки – Рессы.

На следующей день лейтенанту Кондрашову сделали операцию. Вынули пулю, осколки. Смерть отступила.

Перед эвакуацией в глубокий тыл голубоглазая спасительница навестила его. В левый карман гимнастерки опустила клочок бумаги со своим полевым адресом, попросила написать, как сложатся дела. К сожалению, координаты потерялись - окровавленную гимнастерку отдали в санобработку. Кондрашова отправили в эвакогоспиталь, а Зинаида Киселева двинулась на запад и дошла до Берлина.

На трудовом фронте

После госпиталя Ивана Кондрашова, отмеченного за мужество и героизм орденом Красной Звезды, отправили домой. Там он ни дня не оставался без дела. Работал в колхозе «Бурная Ресса», секретарем Чертинского сельсовета, а в 1950 году поступил в Московский юридический институт.

Один на один с газетой

В 1954 году Иван приехал в Юхнов. Работы по специальности в тот момент не было. Райком партии направил молодого юриста ответственным секретарем в районную газету «Вперед» (так тогда назывались нынешние «Юхновские вести»). Сотрудников не было, Кондрашов работал за редактора, ответственного секретаря, корреспондента, корректора. Была единственная помощница – бухгалтер Зинаида Родичева. На ходу начинающий журналист осваивал азы газетного дела. Писал репортажи, зарисовки, фельетоны. Добывал материалы, отправляясь на объекты на велосипеде с моторчиком (другого транспорта не было).

Часто возникали проблемы с электричеством: работал при свете керосиновой лампы. А еще редактору приходилось выполнять функцию партийного уполномоченного в колхозах. Бывать на севе, уборке урожая, утренней дойке коров. Это выбивало из редакционного ритма, приходилось писать по ночам.

Каждый номер в то время (до конца 80-х гг.) тщательно проверялся работником райлита (своего рода цензором). Без его подписи газета не выходила в свет. Ивану Александровичу, человеку принципиальному, с обостренным чувством справедливости, ради благополучия газеты приходилось быть осторожным и дипломатичным.

Но и во время печати случались курьезы. Как-то при выпуске праздничного номера допустили ошибку. Да не простую, политическую. При переносе слова «побед» в лозунге «Слава КПСС – организатору и вдохновителю всех наших побед!» у наборщика упал слог «по». Газета так и вышла. На другой день редактора срочно вызвали в Калугу в соответствующие партийные органы. Отделался на удивление легко. Строгий выговор, конечно, схлопотал, но сумка с сухарями, которую захватил на всякий случай, не понадобилась…

В 1963 году Иван Александрович поступил в Высшую Московскую партийную школу на факультет «Газеты и телевидение». Потом еще три года был заместителем редактора. В общей сложности проработал в печати почти два десятка лет.

Остался верен журналистике

В 1970 году Кондрашова избрали районным народным судьей. Но в душе он всегда оставался журналистом. Не прерывал связи с районной газетой. Писал заметки из зала суда, а когда ушел на пенсию, обо всем, что наболело.

За многолетний труд Иван Александрович был награжден десятками грамот, особенно ценил диплом форума «Общественное признание». Им он награжден за большой вклад в дело укрепления могущества России.

Встреча через 47 лет

…Все это время Иван Александрович пытался навести справки о Зинаиде Киселевой. Однако ничего не смог узнать, кроме того, что она живет в Москве.

Свел их его величество случай через 47 лет! Зинаиде Александровне нужна была консультация юриста, вот ей и посоветовали обратиться к Кондрашову. И он узнал ее сразу…

Ивану Александровичу было что рассказать о себе своей спасительнице. Старался жить по совести. И судить по совести, и писать, как душа велит.

До последних дней пера не затупил и сердцем не остыл.

Фото из архива газеты «Юхновские вести».