2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

От физики – к птичьим домикам

27.03.2020
    В регионе в рамках национального проекта «Образование» одно из приоритетных направлений – поддержка одаренных детей, детей, испытывающих тягу к научным исследованиям. Перед началом весенних каникул в Калуге прошла городская конференция учеников «Старт в науку». Одна площадка была организована в городском детско-юношеском центре космического образования «Галактика», другая – на базе калужской средней школы № 13.

    Мы посетили 13-ю школу, посмотрели, как организован форум, пообщались с учителями, детьми, родителями. Замечательно, что в школах города растут юные исследователи, которые хотят глубже изучать мир. В аудиториях дети защищали свои научные проекты по различным предметам, начиная от истории с краеведением и заканчивая физикой с математикой и медициной. При защите детских работ присутствовали не только учителя, научные руководители проектов, но и родители.

  • Учредитель конференции «Старт в науку» – управление образования г. Калуги, организатор – городской детско-юношеский центр космического образования «Галактика».
  • Основные цели форума – повышение интереса детей к занятиям учебно-исследовательской деятельностью, привлечение к работе со школьниками преподавателей вузов, стимулирование познавательной активности детей. 
  • Также среди приоритетов – выявление и поддержка детей, проявляющих способности и таланты в различных областях науки, отбор кандидатов для участия в областных, всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях. 

   Старшие учатся у младших

    Особенно поразило и запомнилось то, что некоторые работы младших учеников понравились старшеклассникам. Даже старшим ребятам понравилась, например, разноплановая практическая работа Екатерины Щукиной из четвертого класса, которая исследовала жизнь муравьев. Старшие школьники были в полном восторге, говорили, что не смогли бы такую работу сделать сами. Вы удивитесь и спросите: почему? Потому что, как отметила научный руководитель учитель биологии Ольга Андрейчук, старшеклассники проводят по большей части теоретические исследования – используют научную литературу, различные источники в интернете. Здесь же ребенок показал все свои практические навыки, которые были приобретены при наблюдении за муравьями в домашних условиях. Девочка их кормила, наблюдала, как влияет, к примеру, изменение температуры на жизнь муравейника. В результате были пройдены все этапы исследования – от зарождения муравьиной колонии до увеличения численности насекомых.

    Директор школы № 13 Оксана Милованова тоже является научным руководителем исследовательских работ учеников. Одна из ее учениц защищала работу по литературоведению. И родители потом говорили директору о том, что по-новому увидели своего ребенка, разглядели другие грани его таланта. Кстати сказать, многие родители пришли на конференцию с младшими детьми, потому что у них уже был опыт участия в таких форумах со своими старшими ребятами.

   Пернатым друзьям

    Замечательно, что в 13-й школе растут не только юные исследователи. Ученики не равнодушны к природе и ее обитателям. В коридоре мы увидели стол, уставленный небольшими яркими скворечниками и кормушками. Рядом на стене вывешены детские рисунки. В преддверии 1 апреля, когда отмечается Международный день птиц, ребята решили своими руками сделать пернатым подарок – домики и кормушки, а потом развесить их рядом со школой и на территории губернского парка. Сначала дети подбирали материал, затем вместе с учителями биологии и родителями птичьи домики мастерили и украшали. Дети отнеслись к этому творчески и с душой. Домики и кормушки получились оригинальными – из дерева, фанеры, пластиковых бутылок и банок. В этой акции приняли участие около 70 школьников. Это действительно хорошая традиция, приучающая детей заботиться о братьях наших меньших, и замечательное творческое занятие. Теперь, уверены дети и учителя, рядом со школой появится намного больше крылатых друзей. А птахи будут благодарить детей, родителей и учителей весенним пением.

    Наталья Щукина, мама Екатерины, ученицы 4-го класса:
    – Моя дочь увлекается биологией. Ей интересно посмотреть работы других ребят, показать свой опыт. Екатерина участвовала в конференции «Старт в науку» и в прошлом году. В этот раз она проводила научное исследование по биологии «Жизнь муравьев в домашних условиях». Мы приобрели формикарий (специальное сооружение для содержания муравьев – искусственный муравейник). Дочке очень интересно было дома наблюдать за муравьями, их жизнью.
    Оксана Милованова, директор средней школы № 13:
    – У нас работает площадка для 1 – 4-х классов и несколько секций для учеников 5 – 8-х классов. Хочу сказать, что ежегодно увеличивается количество участников. В этом году представлено 260 проектов, работают секции различной направленности. Несмотря на юный возраст, очень много детей интересуются естественными науками. Традиционно много детей участвуют по направлениям «Литературоведение», «Искусствоведение». Важно, что постоянные участники форума не только дети и учителя, но и родители. И они отмечают, что для них «Старт в науку» – тоже интересный опыт, потому что ребенок не только проводит научные исследования, но и учится публично презентовать свою работу, свой проект. Родители видят развитие своего ребенка, как открываются другие грани его таланта. 

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН.