30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Здания бывшего главного архитектора Калуги назвали стебом и хохмой

05.02.2019
Паперный является автором легендарной книги «Культура Два», которая исследует смысловые и стилевые особенности тоталитарной культуры на примере сталинской архитектуры и скульптуры. Она была издана по-русски в США в 1985 году, в России в 1996-м и стала наиболее авторитетным и цитируемым изданием, посвященным истории советской культуры.Как объясняет сам автор, «Культура Один» — это культура растекания, разрушения границ между странами, городами, между внешним и внутренним пространством. И наоборот, «Культура Два» — это культура застывания, возникновение границ, остановка движения.
Об этой работе и цикличности развития общества, которое происходит один раз в виде трагедии, а во второй раз – в виде фарса, он и говорил на встрече в Калуге. Различные явления художественной жизни рассматривались на примере хрущевской «оттепели», где различия этих культур наиболее убедительны.



- Очень часто меня спрашивали, а может ли быть «Культура Три». Я пытался придумать модель, связанную с Циолковским и русским космизмом. У Николая Федорова, одного из его основателей было много интересных идей, связанных с экологией, сохранением окружающей среды, освоением космического пространства и так далее. Если Россия вернется к идеям русского космизма, отбросив весь странный мусор, который в них есть, то она может занять лидирующее положение в мире, которое она когда-то занимала с русским авангардом. Она могла бы возглавить экологическое движение и стать лидером в области экологии и культуры, - считает Владимир Паперный.

Кстати, многие на встрече впервые узнали, что в юности Владимир Паперный сыграл одну из главных ролей в фильме Анатолия Эфроса «Високосный год», где появлялся на экране вместе с Иннокентием Смоктуновским и Марианной Вертинской. Судя по продемонстрированным фрагментам, у него было бы неплохое актерское будущее, но он выбрал другой путь.
Отвечая на вопрос о наиболее значимых современных российских архитекторах, Владимир Паперный назвал имена Евгения Асса, Александра Бродского и некоторых других.



- Сейчас средняя масса архитекторов просто клепает непонятно что, стиля в этом нет никакого, это просто деньги с одного метра площади, которую заказал застройщик, а раньше клепали то, что называли постмодернизмом. Но есть прекрасные архитекторы – Евгений Асс, Сергей Скуратов, Александр Бродский (его авторству принадлежит «Ротонда» в Николо-Ленивце – авт.), Юрий Григорян, который строит сейчас небоскреб в Нью-Йорке. Но вот в Нью-Йорке ему дают построить, а в Москве почему-то нет. Бродский почти ничего не построил, но он настолько яркий и интересный человек, такой же, как Леонидов, который ничего не построил, но вошел во все учебники истории архитектуры. Я думаю, то же самое будет и с Бродским, - говорит Владимир Паперный. – Они не хотят продавать свое искусство за деньги. Асс преподает в архитектурной школе, Бродский занимается интерьерами

А вот архитектора Сергея Ткаченко (экс-главный архитектор Калуги – авт.) Паперный назвал наименее интересным из того, что происходит сейчас в архитектуре. Сергей Ткаченко, в частности, сделал в столице дома «Патриарх» на Малой Бронной и «Дом-яйцо» на улице Машкова.

- Это такой стеб, это замечательное слово наиболее точно описывает, что он делает, такое подмигивание: вот я вам такое наверну – здесь мы построим колонны ренессансные, а сверху завернем как останкинскую башню, а тут сделаем это… Это хохма, а не архитектура, хохма иногда даже смешная, но не более.



Фото автора.