29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Жить на работе

22.05.2020

На войне как на войне

Что произойдет, если болезнь проникнет в эти милосердные стены, даже представить страшно. Дом-интернат — это 251 человек, беспомощные старики и инвалиды. В одном из отделений получают помощь лежачие больные, состояние которых и без того тяжелое. Когда стало понятно, что вирус стремительно наступает, о доме-интернате сразу заговорили как о, возможно, самой уязвимой точке на карте Тарусского района.

В прежние времена здесь кипела жизнь - подчиненная внутреннему распорядку, но по-своему интересная. Сюда часто приезжали московские волонтеры, устраивали для подопечных концерты и праздники. В этот солнечный день удивляешься непривычной тишине. Шумят липы старинного парка, а вокруг — никого из проживающих. Из дома-интерната они теперь выходят строго на контролируемую прогулку, полностью исключающую сторонние контакты.

Выстроившись в очередь, люди по одному заходят в дверь. Они будут стоять на посту ровно две недели, проживая в самом учреждении. Накануне все прошли тестирование на коронавирус. Каждого ждет входной контроль: санитарная обработка, в том числе вещей и сумок, измерение температуры бесконтактным медицинским термометром.

Пирометры, по одному на этаж, передали интернату волонтеры. Температуру проверяют два раза в сутки, и с простыми градусниками процедура могла занимать по два с половиной часа утром и вечером. Сейчас — несколько минут, и это облегчило всем жизнь.

Санитарки Диана Орлова и Ольга Каштанова приехали на дежурство уже во второй раз. Морально тяжело было в самую первую смену, сегодня легче. Говорят, что, конечно, будут скучать по дому, но работа есть работа.

Старшая медсестра психоневрологического отделения Любовь Трошина рассказывает о своих подопечных. Их у нее 94 человека.

- Да, все хорошо. Если учитывать, что я здесь сорок два года отработала, то для меня это дом родной. А вы представьте, каково проживающим. Старики еще куда ни шло, а наша молодежь - психохроники? Бывает сложно сдержать их эмоции и нервы. Все они люди очень энергичные, а тут этот вирус. Уговариваем, объясняем, что нужно потерпеть.

- Понимают?

- Понимают, конечно. Жалеют нас... - говорит Любовь Трошина.

По ту сторону двери

В окне появляются повара Валентина Желткова, Инесса Лебедянцева и кухонный работник Татьяна Лунина. Мы разговариваем через стекло и плохо слышим друг друга. Те, кто на сегодняшней пересменке вошли внутрь, и те, кто сейчас уедет домой, своих поваров благодарят. В интернате - пятиразовое питание, кормят очень вкусно. На этой маленькой войне с инфекцией у дома-интерната есть свой надежный тыл.

Из окна слышатся дружные «ура», «спасибо за работу», и на улицу к автобусу выходит счастливая предыдущая смена. Их коллеги, те, что остались внутри, машут им на прощание. Женщины несут букеты — свой профессиональный праздник, День медицинской сестры, они впервые встречали вот так, в полной изоляции.

Медсестра Марина Швангерадзе смотрит усталым взглядом поверх медицинской маски. Она прожила здесь две вахты подряд, с переходом на следующий месяц. Теперь - домой!

- Внимательно следишь, все держишь под контролем. А как же? Мы все время в движении: у кого-то с сердцем плохо, то голова, то давление... Слава Богу, никаких чрезвычайных ситуаций у нас не было, - говорит Марина.

Но есть и люди, которые трудятся бессменно. На работе, за закрытыми дверями, они сейчас, в прямом смысле, живут! Это директор Лидия Стародубцева, заместитель директора по общим вопросам Римма Никишина и главный врач Наталья Хохлова. На них держится вся деятельность дома-интерната.

Остается на посту и старшая медицинская сестра Елена Козловская. Вышла на передний край работа помощника врача-эпидемиолога Татьяны Михалёвой. Вопрос пожарной безопасности, важнейший вне зависимости от обстоятельств, курирует Андрей Стародубцев, он же - лифтер, вахтер и рабочие руки. Все они сегодня на переднем крае борьбы, все живут жизнью своих подопечных, судьба которых зависит только от них.

...Где-то в маленькой деревне под Тарусой дом-интернат для престарелых и инвалидов продолжает держать свою внутреннюю оборону. И верит, что все будет хорошо.

Лидия СТАРОДУБЦЕВА, директор Тарусского дома-интерната:

- Министерство труда и социальной политики области вовремя предусмотрело поощрительные доплаты людям, которые ушли в карантин. По итогам работы за первые две недели в зарплату к 5 мая все сотрудники уже получили материальную помощь в размере одного МРОТ - 12 тысяч 130 рублей. Это доплата за сложность условий без возможности выхода за пределы учреждения. Люди работали по 12 часов.

Когда от нас требовали уйти с работы домой — мы ведь тоже должны соблюдать двенадцатичасовой рабочий день, — я и двое моих заместителей написали заявления, что мы работаем в обычном режиме. Нам нужны не деньги. Мы понимаем, что обязаны полноценно обеспечить защиту своих подопечных. Это наш долг. И я рада, что люди, которые обеспечивают руководство учреждением со мной в одной команде, думают так же.

За десять лет работы в должности директора я впервые услышала, как руководитель страны говорит о значимости социальных учреждений в нашем обществе. Будем надеяться, что престиж работы в соцучреждениях со временем возрастет и привлечет молодых людей с образованием!

Фото автора.