29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Просто - космос

29.05.2020
    2 июня исполняется 65 лет космодрому Байконур. Традиционно в этот день устраиваются торжественные празднования в Москве и на самом космодроме. В этот раз все официальные торжества перенесены на 4 октября – День запуска первого спутника. Однако семья Вишневских из Калуги будет отмечать его в июне в далеко не тесном семейном кругу: три поколения этой семьи служили на легендарном космодроме.

   «Космонавтов мы знали в лицо»

    - Сейчас, если пройдёт мимо вас на улице известный космонавт, вы его разве узнаете, – рассуждает Сергей ВИШНЕВСКИЙ. – А раньше страна знала своих героев в лицо. Мы космонавтов встречали на улице, здоровались. Они очень приветливые, простые. Больше всех запомнился Леонов.

    Как и многие мальчишки поколения 70-х, Сергей мечтал покорять небо. Мечта подогревалась тем, что с двух лет он жил на Байконуре: здесь служили его дед, а затем и отец. Поэтому больших раздумий в выборе профессии у него не было: окончив школу, поступил в Ленинградское военное училище и через пять лет молодым офицером прибыл на службу на родной Байконур.

    - Это было в 1995-м: самые тяжёлые годы, самая разруха, - вспоминает Сергей Юрьевич. - Но ничего, выжили. С 2000 года стало лучше: наладилось федеральное финансирование, возобновились программы, стали восстанавливать инфраструктуру, коммуникации.

    Новые крупные проекты Россия уже готовила на своей территории: на космодромах Дальний и Плесецк. На Байконуре в основном продолжали реализовывать те, что были начаты в советское время, до перестройки.

    - Были текущие работы, пилотируемые пуски, - рассказывает Сергей Вишневский. – Я по специальности радиоинженер, работал на узле связи. Работа мне очень нравилась. Участвовал в обеспечении стартов и опытно-испытательных работ. Трудности, конечно, были – например, когда зимой выезжали открывать объекты в степи. Там на холоде и ветру, если машина заглохнет, можно и солдат заморозить.

    В 2009 году, когда Сергей Юрьевич вышел в отставку, космодром уже работал в полную силу.

   Династия, на старт

    Начало космической династии положил Михаил Павлович Вишневский, фронтовик и профессиональный военный. Учился в миномётном артиллерийском училище, воевал на Волоколамском направлении. В ноябре 1941 он получил медаль «За оборону Москвы», дошёл до Берлина. В начале 60-х Михаил Вишневский был назначен командиром части 59933, базировавшейся на Байконуре, и возглавил учебный центр переподготовки офицерского состава. Естественно, вслед за ним переехала и семья.

    - Мне было 11 лет, как раз поступил в 5-й класс, - вспоминает его сын Юрий Михайлович Вишневский. – Там я окончил школу, оттуда призвали в армию, после службы поступил в военное училище в Перми...

    Основатель династии Михаил Павлович закончил службу в звании генерал-майора в 1972 году. А через три года, в 1975-м, на Байконур по распределению приехал из Перми с женой и сыном молодой лейтенант Юрий Вишневский, чтобы прослужить там почти 25 лет.

   «Наш Герман»

    - Во время моей лейтенантской юности названия «космодром» ещё не было – это был полигон ракетных войск, - рассказывает Юрий Михайлович. – Я служил в отделении прицеливания ракеты Р-36М - той самой, которую американцы называли «Сатана». Это была самая мощная ракета, они её боялись.

    В те годы должность заместителя командующего космическими войсками занимал Герман Степанович Титов, поэтому общаться с ним Юрию Вишневскому доводилось неоднократно.

    - У нас его очень уважали, так и называли: «Наш Герман», - вспоминает он.

    Впрочем, за время службы ему довелось встречаться со многими известными и значимыми людьми, много было выдающихся офицеров-руководителей.

    - Название «космодром» появилось в 80-е годы, из ракетных войск мы перешли в космические, - рассказывает Юрий Вишневский. - Для нас, впрочем, практически ничего не поменялось.

    Супруга Юрия Михайловича также служила на космодроме в одной из медицинских частей старшим прапорщиком, в семье подрастали дети: Сергей и Яна.

    И тут грянули 90-е. Участь военнослужащих космических войск в то время ничем не отличалась от участи всей страны: месяцами не платили зарплату, в лютую зиму в военных городках отключалось отопление. Дома заносило снегом, и даже специальные поезда – «мотовозы» - не всегда могли пробраться сквозь снегопад, чтобы доставить офицеров к месту службы.

    - Конечно, многие в те времена уехали – я бы даже сказал, убежали, - вспоминает Юрий Михайлович. – Но космодром выстоял – недаром там всегда был сильный офицерский состав.

   С Байконура на Байконур

    В начале 2000-х вся семья постепенно перебралась в Калугу: дома для отставных военных с Байконура возводили строители космодрома. Появились новые друзья, да и бывшие сослуживцы живут рядом.

    - У нас в подъезде пять полковников живут, - улыбается полковник Юрий Вишневский. – Свой Совет ветеранов космодрома Байконур.

    Ветеранов Байконура часто приглашают на мероприятия в Музей истории космонавтики и школы. Они рассказывают, как создавался космодром в 1955 году, как вбивали в землю первые колышки в степи, как уже через два года унеслась в небо первая ракета со спутником. И о том, какие замечательные люди работали над покорением космоса.

    Сейчас в Калуге подрастает новое поколение Вишневских: пятеро внуков, трое из которых родились там же, на Байконуре. Возможно, кто-то из них продолжит военно-ракетную династию. А Юрий Михайлович в июне отметит два юбилея: своё семидесятилетие и 65-летие легендарного космодрома. Рассказывать о своих достижениях и наградах ветеран не торопится.

    - Медаль есть, - уступая журналистскому любопытству, говорит он. – «За боевые заслуги». А за что - у нас не рассказывают…


Фото из архива семьи Вишневских.