3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Страна доисторических быков

03.07.2020
    В прошлом номере мы с вами провели один день в столице Сомалиленда - Харгейсе. Сегодня отправляемся в самую древнюю в мире картинную галерею.

   Верблюжий источник

    Надо сказать, что охрана, которую предоставляют туристам, очень кстати. Мы едем по шоссе. Оно ведет к побережью Аравийского моря. По дороге встречаются блокпосты, их много, но нет никаких проверок. Где-то дорога вместо шлагбаума заграждена длинной стальной цепью, которую просто опускают вниз. И везде, где стоят дорожные посты, дежурным достаточно обменяться приветствиями с нашим охранником, и вопрос проезда дальше решен. Видимо, наш телохранитель часто курсирует таким вот образом, сев на переднее сиденье и положив автомат на колени. Его всюду знают.

    Микроавтобус сворачивает с асфальта в пустыню. Два испуганных бородавочника прячутся в редких кустах. Едем медленней. Невысокий каменистый массив, куда мы и направляемся, высится неподалеку от русла высохшей реки. Лаас Гаал в переводе с сомалийского – верблюжий источник, колодец, место, где можно напиться.

   Рисунки были открыты в декабре 2002 года. Их показал ученым один местный житель. Многие из них в прекрасном состоянии, как будто сделаны вчера, и их не коснулись ни ветер, ни влага. Они сделаны на сводах каменных ниш. Это не пещеры, но укрыться от солнца здесь можно.

    Цвета рисунков – красная и желтая охра, белый, реже черный. Все животные изображены только в профиль, ни один бык, ни одна корова не стоят на четырех ногах. Одна пара впереди, другая позади, всегда вместе, будто бы слившись, только так. Горбов нет. Линия спины плавно переходит в шею, всегда и везде длинную, вытянутую, а голова, напротив, очень маленькая, своими контурами напоминает круглый сосуд, колокольчик или даже наперсток. Рисунки тяготеют к символичному изображению. Что касается огромной шеи, можно говорить о том, что на ней лежит отрез ткани или кожи, иногда украшенный примитивными линиями. Предполагают, что животное – участник какой-то человеческой церемонии. При этом если, изображая шею, художник избегал достоверности и точности, то вымя он стремился прорисовать четко и реалистично.

    Можно предположить, что жившие здесь люди придавали особое значение производству молока. Но где керамика? Она почти отсутствует. Ее не производили. Или еще не нашли? Среди коров и быков редко встречаются фигуры, которые можно интерпретировать как рисунок человека с разведенными в стороны руками. Статус непризнанного государства затрудняет включение галереи в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Раскопки здесь проводились, но археологический материал оказался малоинформативным.

    Рисунки могут достигать полуметра в длину, сантиметров тридцать в высоту. В одном месте их может быть немного, три или четыре, а в другом - разукрашен весь каменный свод, до пятнадцати рисунков и больше разной сохранности. Их датировка приблизительна: второе или третье тысячелетие до нашей эры. Это время расцвета скотоводства на полуострове Сомали (Африканском Роге).

   Пора благоустраивать землю

    Первые люди не рисовали на стенах пещер ничего созданного своими руками - ни шалашей, ни стоянок, ни одежды, не рисовали растений или насекомых, окружающей природы - рек, скал, холмов, или небесных тел – звезд, солнца, луны. Животных, наоборот, изобилие, но никаких рептилий и рыб. Быки, лошади, зубры, бизоны, львы, носороги, коровы, обычные и северные олени, мамонты. У них позитивная символика - сила, изящество, пыл, скорость, энергия, твердость, способность сопротивляться. Пульс жизни, мощь, энергетика изображенных животных не оставляют никакого сомнения. Это хвала, которую живые возносили живым и жизни как таковой… Воля к жизни - самое первое человеческое божество.

    Разделенные расстояниями, не ведая друг о друге, люди на разных континентах рисовали одно и то же, потому что везде и всюду стремились выразить то, что олицетворяет для них возможность и силу жить. У одного философа я прочитал, что гедонизм – удовольствие для себя и для всех, в отличие от эгоизма – удовольствия только для себя. Стало быть, когда ты научишься любить удовольствие от жизни, тогда научишься любить саму жизнь во всей ее полноте, охранять ее и беречь. Подлинная философия из отвлеченной науки должна стать жизненной практикой.

    Это хорошо и правильно и, конечно, абстрактно. Тем не менее необходимость благоустраивать землю никто не отменял. Нужна общая для всех мировоззренческая опора. Быки и коровы говорят нам о единстве прошлого, настоящего и будущего, об осознанном переживании истории, наконец, о человеческом родстве.




Фото: Виктор БОЧЕНКОВ.