27 апреля, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Сказ о великой землячке

15.07.2020

Съемочная группа под руководством генерального продюсера Ольги Лаптевой приступила к созданию второго авторского фильма о Екатерине Романовне Дашковой. Ольга Лаптева – автор документального военно-патриотического фильма «Недельное. Первые километры войны» и фильма о Екатерине Дашковой «Великая россиянка». В роли княгини выступила директор школы имени Е.Р. Дашковой Лидия Пищулина. Участникам съемочного процесса мы сегодня даем слово.



Лидия Пищулина:

– Быть в роли главной героини – большая честь и большая ответственность. Представить дух, душу, сердце, талант умнейшей женщины XVIII века не так просто.

Она открыла Европе Россию. Приехав за границу, Дашкова показала, что существует умная, интеллигентная, образованная, очень критично мыслящая Россия. Величайшая заслуга княгини в том, что в Европе признали не только ее ум и начитанность, но и наш великий и красивый русский язык. Ведь она говорила о его тонкости, яркости, иногда непостижимости.

«Наследие Дашковой» – замечательное название. Существуют Дашковские общества – при Институте русского языка имени А.С. Пушкина, при музее «Царская застава» в Санкт-Петербурге. Настало время создать такое общество и на Калужской земле. Уже есть люди, которые могут выступать на Дашковских чтениях, и не только ученических, но и научных.

Надеть платье, парик, узкие туфли, затянуть корсет и все это в жару – это определенные неудобства. А еще мне наложили такой грим, что я себя не узнала в кадре. Однако у меня появилось ощущение причастности к жизни и быту великой женщины. Сразу осанка стала другая, я пошла по-другому, как будто по Троицкому прошла не Лидия Михайловна Пищулина, а совсем другой человек – сама Екатерина Дашкова! Мне захотелось больше узнать о ней, и тогда я вернулась к «Запискам», прочитала снова все, что есть в нашей богатейшей библиотеке о Дашковой. Я почувствовала себя в другом веке.

Сегодня попыталась передать душевные стремления Дашковой. Как получилось – посмотрим в фильме.

Надежда Федотова, сценарист, автор, редактор:

– Над сценарием фильма я начала работать давно. Я будто окунулась в другой мир под названием «XVIII век», стала смотреть на Екатерину Романовну как на свою знакомую, которая жила в другую эпоху. Попыталась ее понять, почувствовать.

Сложности у нас, конечно, были – связанные как с коронавирусом, так и с нашей общей, мягко говоря, исторической неграмотностью. Сложно найти какие-то достоверные материалы. В интернете много информации, но найти точные, научные, проверенные сведения не так легко. Все факты нужно было проверять в трех-четырех источниках. Очень хочется сделать материал четкий, понятный и нужный. Самая большая сложность в работе над сценарием – не перепутать факты и не сфальшивить. Единственный надежный источник сбора информации – это музеи Дашковой в Кременках, Кирьянове, Москве, а также исторический музей.

Сценарий собирался, редактировался и переписывался. Хотелось учесть все – образы и музыку того времени, черты характера героини, ее цитаты, награды, планы и многое другое.

Сюжет начинается с того, что в конце жизни Екатерину Дашкову отправляют в ссылку. Казалось бы – пожилой человек, ну оставьте уже ее в покое, в перевороте она участвовала 34 года назад. И она, с одной стороны, в ужасе от факта ссылки, а с другой – сильно не печалится, понимает, что ее все-таки признали, что все эти 34 года ее помнили. И я поняла, что могу показать через ссылку воспоминания о ее жизни. Нужен был материал, который свяжет все воедино, и им стали ее «Записки» – как ниточка, которая соединит сюжет.

Ольга Лаптева, автор идеи, режиссер, продюсер фильма «Наследие Дашковой»:

– Некоторое время назад мы снимали первую часть фильма о Дашковой – «Великая россиянка». Теперь при поддержке Министерства культуры РФ мы снимаем документальный фильм длительностью 52 минуты, который этой осенью выйдет на телеканале «Культура». Финансирование на картину в размере 2,5 миллиона рублей выделено Министерством культуры Российской Федерации.

Музыку для фильма пишет композитор Павел Голубчиков, художник по костюмам – Юлия Матросова.

Съемки ведутся в Питере, Кременках, Москве, Ульяновске. К сожалению, нам не удалось поехать на съемки в Европу. Мы планировали снимать Францию, Швейцарию, Германию и Италию, но пандемия изменила наши планы.

В начале июля мы выходим в постпродакшн, монтируем фильм, и к концу августа он будет готов. Наша задача состоит в том, чтобы у любого, даже не искушенного зрителя после просмотра не возникал вопрос, кто такая княгиня Дашкова и в чем ее наследие.

Фото автора.