5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Царский художник

17.07.2020
    Каждый год 16 июля на сельском кладбище в пригороде Калуги - Ждамирове - множество людей продирается сквозь теснину огороженных захоронений к скромной могиле одного из величайших творцов ХХ века - художника Павла Рыженко.

    В самом расцвете творческих сил от нас ушел мастер, сочетавший утонченность детального реалистического письма, мощный талант военного и исторического живописца, умение эмоционально захватывать зрителя пронзительными сюжетами, и, что особенно важно, бескомпромиссный русский патриот.

    Художник прожил недолгую, но чрезвычайно плодотворную жизнь. Репродукции его картин сегодня тиражируются тысячами по всей России, их описывают искусствоведы, которые прекрасно отличают высокое искусство от квазиполотен на историческую тему. Люди восприняли его как новую звезду, взошедшую на небо-своде российской исторической живописи.

    Русское средневековье и его битвы - одна из важнейших тем в творчестве художника. Уже вошла в учебники истории картина «Благословение Сергия» (2005), на которой изображены преподобный Сергий и князь Димитрий перед Куликовской битвой. Искусствоведы признали шедевром диптих, посвященный богатырю-монаху Пересвету, где воссоздан образ богатыря - смиренного монаха, принимающего смертный бой.

    Полна напора атака засадного полка в «Поле Куликовом» (2005). Когда стоишь у картин маэстро, все время тебя пронизывает ощущение, что художник пишет как дышит - всей душой, привольно и мощно. Потому, наверное, образы на картинах такие пластичные и мощные, светлые и солнечные.

    Пожалуй, вторая узловая тема в творчестве Рыженко - революция, Гражданская война, трагедия царской семьи и белого движения. Надо напрячь все душевные силы, чтобы сдержать волнение, когда видишь картину «Заточение» (2004) из триптиха «Царская Голгофа». Император-мученик с женой и больным наследником в Александровском дворце в Царском Селе.

    Они уже обречены на расстрел и всеми преданы. Ужас висит за полотном, над полотном, в самом полотне…

   Как крик - работа из этого цикла «Зонтик» (2008). Маленькая девочка держит раскрашенный китайский зонтик над осыпаемым снегом трупом расстрелянной матери. Рядом революционный матрос, до которого наконец-то доходит ужас и бессмысленность преступления, на которое толкнули его товарищей. Передать идею через предмет - такая реалистичность позволяет Рыженко добиться потрясающего эффекта проникновения человека в самый центр происходящей трагедии.

     Он четко выписывает идею: революция - это морок.

    В родной ему Калужской области во Владимирском скиту монастыря Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году был открыт музейный комплекс. Его жемчужиной стала диорама «Великое стояние на Угре» - последняя работа заслуженного художника России Павла Рыженко. Потрясающая деталь: она размещена конкретно на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Поднявшись на смотровую площадку диорамы, мы словно оказываемся участниками событий XV века. Перед нами возникает лагерь русского войска: снаряжение, ядра, землянки, мы видим воевод, гонца с княжеской грамотой, пленных ордынцев… Техническое сопровождение диорамы погружает в богатый мир звуков и запахов. И это физическое, почти контактное восприятие происходящего дарит ощущение единения с российской историей. Ибо ты - кровь от крови народа, выстрадавшего свою свободу…

    Глубокий духовный и символический смысл - идея единства и непобедимости Святой Руси, заложенная автором картины, раскрывается перед нами во всей своей полноте.