27 апреля, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Пассажиры в ожидании перемен

01.03.2019

Все – в одну дверь? Теперь, когда герои-смельчаки проложили или прокладывают звездные трассы, в колыбели космонавтики самое время задуматься о привлекательности наземного общественного транспорта.


Наверное, многих, кто им пользуется, уже изрядно достало, что троллейбус ходит по весьма приблизительному расписанию, маршрутки постоянно забиты, а из-за случающихся ДТП или порывов проводов в центре города путешествие из одной его части в другую нередко становится непредсказуемым и проблематичным.

В одном пуле

Возможно, первым шагом в совершенствовании системы транспортного обслуживания могло бы стать появление пула перевозчиков, объединенных общим оператором с едиными правилами обслуживания. Такую работу несколько лет назад в Калуге начали проводить, но почему-то не завершили, и об этом недавно на заседании областного правительства напомнил губернатор Анатолий Артамонов. Тогда предполагалось, что таким оператором вполне логично могло бы стать Управление калужского троллейбуса. Здесь есть определенная материальная база, сложившаяся практика организации перевозок и даже система контроля за движением своего транспорта.
- УКТ является перевозчиком и не определяет транспортную политику города. Если руководством города и региона будет поставлена такая задача – мы ее выполним, - говорит директор МУП ГЭТ «УКТ» Вадим Витьков о возможном будущем своего предприятия. - В целом модель единого оператора в городах, ее реализовавших, работает эффективно. Она позволяет скорректировать движение дублирующих и уменьшить количество ненужных или устаревших маршрутов, избыточное количество транспорта, находящегося в постоянном «отстое» на конечных остановках, снизить транспортное напряжение на улицах города, уменьшить аварийность, обеспечить систему единого расписания для всего, без исключения, общественного транспорта под единым контролем, синхронизацию графиков движения. Тем самым улучшается качество транспортного обслуживания населения. Но здесь важно соблюсти разумный баланс между существующими участниками рынка, не забывать о социальном аспекте и здоровой конкуренции.

Выгодно для города

Вряд ли стоит ожидать, что в случае принятия такого решения в Калуге муниципальное транспортное предприятие превратится из убыточного в прибыльное, поскольку оно выполняет главным образом не коммерческую, а социальную функцию. Однако в качестве оператора в нем все-таки могут появиться средства на развитие, которых сейчас катастрофически нет, а главное, будет наведен порядок в этой во многом сегодня неконтролируемой отрасли. Появление именно такого единого оператора в Калуге может стать одним из факторов, увеличивающих привлекательность общественного транспорта, а это, в свою очередь, одним из главных направлений городской транспортной политики.
А привлекательный общественный транспорт даже на взгляд дилетанта может существенно снизить интенсивность использования собственных легковых автомобилей для кратковременных внутригородских поездок и загруженность улиц, особенно в пиковые утренние и вечерние часы. А если смотреть шире – это и дополнительные средства в городской бюджет, ведь чем больше людей перевозится, тем больше денег собирается. Поэтому просто удивительно, что этим в Калуге никто до сих пор серьезно не занимается.

Пока без комфорта

Городские власти сегодня пытаются мотивировать людей пользоваться муниципальным транспортом, организуя платные парковки, вводя систему электронной оплаты, но этого пока явно недостаточно. Для мотивации пользования им нужны более существенные доводы. Собственно, все они на виду - короткие интервалы движения, разветвленная сеть остановок, возможность сохранения хоть какой-то видимости личного пространства при поездке, то есть вместительные комфортные транспортные средства.
Но почти со всем этим, как и вообще с качеством транспортных средств, пока беда. Денег у города на покупку новых автобусов и троллейбусов нет. Впрочем, некую надежду на обновление транспортного парка дает недавно подписанное на Сочинском инвестфоруме соглашение Калуги с «ВЭБ. Лизинг», в рамках которого есть проект развития пассажирских перевозок, включающий приобретение пассажирского транспорта.

Вопросов больше, чем ответов

Однако не следует думать, что в Калуге с общественным транспортом вообще все так плохо – из одного конца города в другой можно доехать практически отовсюду. Правда, логику этих маршрутов понять можно не всегда, особенно когда сразу несколько из них идут практически в одном направлении. А существующие сегодня станции-пересадки в центральной части города часто выглядят как огромные неорганизованные остановки, где пассажиров высаживают даже с проезжей части.
В областном центре задумались и о замене остановочных павильонов. По словам городского головы Дмитрия Разумовского, их постараются сделать более современными. Сегодня во многих городах остановки общественного транспорта имеют свои изюминки – плод творчества известных или местных урбанистов и креативщиков. Будет ли использован как-то у нас этот опыт – пока неизвестно. Как неизвестно главное - какой получится разрабатываемая схема организации движения транспорта в Калуге, как она будет использовать городские реалии и нашу местную водительскую и пассажирскую ментальность, что всегда тоже немаловажно.







Фото Георгия ОРЛОВА.