3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Да здравствует музыка!

17.09.2020
Из столицы региона, где в Концертном зале областной филармонии недавно прошло открытие одного из главных музыкальных событий года, фестиваль вернулся в Тарусу. Здесь, в Доме литераторов, состоялся концерт Alta Capella – первого в России ансамбля ренессансных и барочных духовых инструментов. Иван Великанов – вокал, цинк, Марина Белова – архилютня, Александр Горбунов – виола да браччо и Андриан Принцев – сакбут пригласили гостей в мир музыки эпохи Возрождения.

Свою программу «Renaissance Beethoven» музыканты посвятили творчеству Людвига ван Бетховена. В этом году фестиваль Фонда Рихтера проходит под знаком 250-летия со дня рождения великого немецкого композитора.

– Бетховен – личность такого масштаба, что даже в составе ансамбля старинной музыки – а Бетховен не относится, условно говоря, к числу композиторов старинных – мы не могли остаться в стороне от его 250-летнего юбилея, – рассказывает основатель, художественный руководитель ансамбля и ведущий концерта Иван Великанов. – Мы решили исполнить его сочинения таким экстравагантным образом в качестве приношения композитору от людей из прошлого.

И в этом есть некая игра: молодые музыканты исполнили произведения классика словно «из прошлого» – именно так могла звучать европейская вокально-инструментальная музыка за сотни лет до его рождения.

Получился интересный музыкальный эксперимент-импровизация, который наверняка удивил бы и порадовал классика. Во времена Бетховена, а это конец XVIII — начало XIX веков, все эти инструменты давно вышли из музыкального обихода или обрели несколько иную форму.

– Увидев сакбут, Бетховен решил бы, что это тромбон, чуть-чуть отличающийся от таких, которые он сам применял в своей музыке, – предполагает Иван Великанов. – Насчет цинка – он бы улыбнулся и сказал, что видел его у каких-то подвыпивших пожарных на каких-то городских мероприятиях – к началу позапрошлого века этот инструмент в профессиональной музыке уже практически не использовался. Старинная лютня и в поэзии, и в литературе продолжала долго фигурировать и, конечно, была известна в эпоху Бетховена. Хотя у него уже нет сочинений для этого инструмента.

А вот один из предков скрипки – виола да браччо – его очень бы повеселил. Виолы к тому времени уже были вытеснены классическими скрипками и другими инструментами этого семейства, которые мы знаем сегодня.

Музыкант заметил, что сам Бетховен был очень веселым человеком, а отнюдь не «трагическим революционером», каким мы представляем его после курса музыкальной литературы.

В исполнении Alta Capella прозвучали сочинения Бетховена, песни разных народов в обработке композитора, произведения Диего Ортиса и Иоганна Себастьяна Баха.

НАША СПРАВКА

Вот уже более десяти лет Alta Capella знакомит слушателя с духовной и светской музыкой XIV - XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Ансамбль использует исключительно аутентичные инструменты, звучание которых воссоздает подлинный дух музыки Ренессанса

Фото автора.