4 мая, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Вещи эпохи

02.10.2020
    Сухиничская средняя общеобразовательная школа № 4 носит имя Героя Советского Союза Валериана Знаменского, нашего земляка. 30 выпускников школы погибли в боях за родину. В 2020 году в библиотеке был оформлен уголок боевой славы участников Великой Отечественной войны. Здесь можно увидеть вот этот обгоревший комсомольский билет.

    Владимир Валерьянович Дерюжников с мая по август 1942 года находился на Калининском фронте, был ранен. Он воевал в 76-м стрелковом полку 27-й гвардейской стрелковой дивизии и 18 августа с той же частью был переброшен под Сталинград. Через два месяца при штурме высоты в районе совхоза «Котлубань» он, как сказано в наградных документах, «проявил отвагу и настойчивость, поднимая своим примером в атаку бойцов. Первым подошел к траншеям противника и в это время получил тяжелое ранение…» После госпиталя Дерюжников работал в должности заведующего инструментальной кладовой в Научно-исследовательском институте по технике связи Главного разведуправления Красной армии. Его руководством он и был представлен – уже летом 1945 года – к медали «За боевые заслуги». Среди других его наград – медаль «За оборону Сталинграда» и орден Отечественной войны, врученный в 1985-м, в год сорокалетия Победы.

   Владимир Дерюжников вернулся в Сухиничи, работал на железной дороге. Его рассказ о том, что произошло под Сталинградом в 1942-м, опубликовала газета «Гудок».

    Бойцу удалось подбить танк. Он остановился, задымил. Как только Дерюжников вылез из воронки, где укрывался, но нему открыли минометный огонь, он почувствовал боль в ноге. Единственным укрытием был танк. Рукав гимнастерки был разорван, бойцу показалось, что руку оторвало. Потянув за кисть, он вскрикнул от боли. Теряя сознание, Дерюжников снова пополз к танку. Оставалось пять или шесть метров, и тут взорвался бензобак… «В кармане гимнастерки лежат комсомольский билет и военное удостоверение, - подумал Дерюжников. – Если конец, то только по ним и узнают обо мне». Он рукой на ощупь нашел их и потерял сознание. Утром, когда он пришел в себя, раненный в обе ноги, в шею, в грудь, не смог проверить, где документы, – руки были перебинтованы очень туго. Обгоревший билет оказался под бинтами, его положил туда тот, кто спас солдата…