29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Печальная судьба дома с мезонином

09.10.2020
Здесь родился и провёл своё детство первооткрыватель полуострова Таймыр Василий Васильевич Прончищев. Здесь Антон Павлович Чехов жил почти четыре месяца - работал над книгой «Остров Сахалин», закончил повесть «Дуэль», рассказ «Бабы». А понравившуюся усадьбу описал позже в одном из самых лирических своих рассказов — «Дом с мезонином». Сегодня, спустя почти 130 лет, великий писатель в этом полуразвалившемся здании вряд ли узнал бы свою летнюю дачу. Такая незавидная участь постигла многие объекты культурного наследия нашего региона. Можно ли что-то сделать для их спасения? 


Имеем – не храним, потерявши – платим

О печальной судьбе погибающей усадьбы Прончищевых – Былим-Колосовских в селе Богимово мы писали неоднократно. Федеральное законодательство предусматривает, что вопросы сохранения объектов культурного наследия должен решать собственник. То есть в данном случае – администрация Ферзиковского района, чей бюджет не в состоянии осуществить эту масштабную задачу. Решить ее взялся благотворительный фонд «СоБытие», который на протяжении последних трех лет является пользователем усадебного комплекса. О перспективах его восстановления журналистам рассказала президент фонда Эльвира Гудова:

- По восстановлению и дальнейшему использованию усадьбы Прончищевых – Былим-Колосовских у нас имеются подробные планы. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Усадебный комплекс мы приняли в весьма запущенном состоянии, поэтому восстановить его в одночасье нереально. В этой большой работе нам помогают волонтёры. Наш фонд не преследует выгоды в деле восстановления усадьбы, наша цель – её спасение. Именно для этого мы создали в соседнем селе экоферму «Джерси», основной доход от реализации продукции которой мы вкладываем в восстановление усадебного комплекса. В ближайшие месяцы намереваемся законсервировать усадебный дом. 




Планы планами, а усадебный комплекс утрачивается буквально на глазах. Ограниченных средств фонда явно недостаточно. Наверное, поэтому со стороны регионального министерства культуры к пользователям неоднократно высказывались претензии, а в начале этого года вопрос сохранения усадьбы в Богимове рассматривался на заседании правительства области. Нынешней осенью намечена очередная проверка со стороны областного Управления по охране объектов культурного наследия.

- За три года фондом «СоБытие» сделано крайне мало для сохранения и восстановления усадебного комплекса Прончищевых – Былим-Колосовских, - констатирует начальник Управления по охране объектов культурного наследия Евгений Чудаков. - Объект находится в критическом состоянии и нуждается в срочной помощи специалистов. Учитывая историко-культурное значение этой усадьбы, целесообразно перевести её из муниципальной собственности в федеральную, чтобы иметь возможность подключить к её восстановлению значительные средства. 


Однако перевод памятника культурного наследия из одной формы собственности в другую – дело не одного дня. Да и после смены собственника вряд ли стоит надеяться на быстрое поступление необходимых для спасения здания средств. Сможет ли Богимовская усадьба дождаться своего возрождения или останется лишь в воспоминаниях да в рассказе «Дом с мезонином»?

За что боролись – на то и напоролись

В советское время в зданиях уникальных усадеб часто располагались учреждения здравоохранения и образования. Однако в начале девяностых калужские краеведы при поддержке журналистов и общественности выступили против такого соседства. Кое-где их труды увенчались успехом. Например, из усадьбы Прончищевых - Былим-Колосовских в селе Богимово Ферзиковского района выселили филиал областной психиатрической больницы. Усадьбу Ярошенко в селе Павлищев Бор Юхновского района «освободили» от наркологического санатория-профилактория. В усадьбе Мятлева в селе Галкино Дзержинского района закрыли основную школу, а в усадьбе Толстых в селе Дубровка Малоярославецкого района - школу-интернат для детей-инвалидов. На смену медикам и педагогам в пустующие дома пришли бомжи, дожди и ветра...



Никто тогда не думал о том, что находившиеся в этих усадьбах учреждения при своих скудных возможностях хоть как-то содержали строения в исправном состоянии.



Например, здание усадьбы княгини Натальи Голицыной («Пиковой дамы») в селе Красный Городок Ферзиковского района - одно из немногих дошедших до нас творений великого зодчего Андрея Воронихина. Пока в этом здании размещается основная школа, усадьба живёт. Если школу оптимизируют – усадьба будет обречена, так же как многие другие оставшиеся без хозяина памятники культурного наследия. Некоторые из них ещё можно спасти, но на это потребуются время, которого у разрушающихся зданий почти нет, и колоссальные (порой миллиардные) средства, которыми регион тоже не располагает.



Фото Владимира Кормильцева и из открытых источников.