1 мая, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Пожизненные «временщики»

27.11.2020
    Временное жильё, не приспособленное для длительного проживания, где люди живут десятилетиями, а порой всю жизнь, есть во многих городах и посёлках. Почти все эти «времянки» являются аварийными, но их расселение – это не самая ближайшая перспектива.

   Коммунальная каша из прошлого

    Людмила Житик, старшая по дому № 19 по улице Шестакова в Воротынске, обратилась в нашу редакцию с сигналом «SOS».

    – Спасите наши души! – с болью в голосе призывает Людмила Житик. – В 1968 году наш 16-квартирный дом возводился как временное жильё для строителей Воротынского кирпичного завода. Сегодня здесь проживают дети, пенсионеры, инвалиды. Сколько мы ни бьёмся за право на нормальную жизнь, местным властям, похоже, нет до нас дела. С момента постройки дома все ремонты жильцы выполняют сами, в том числе кровли и фасада. Что касается кровли, то балки на ней прогнили полностью и вот-вот рухнут. Заменить их самостоятельно мы не в состоянии.

    Действительно, исходя из результатов проверки дома межведомственной поселковой комиссией в апреле прошлого года (на момент признания его аварийным) износ кровли составлял 80 процентов.

    В ужасном состоянии не только кровля. Панели повсеместно трескаются, несмотря на «заплатки», устанавливаемые жильцами, внутри них серая плесень, которая пробивается сквозь обои или штукатурку. Постоянная сырость, холод, сквозняки, крысы... Вот несколько дополнений из официального заключения экспертной комиссии в приложении к акту о признании аварийности дома: «Разрушение фундамента и цоколя, отмостка не примыкает к стенам, тамбуры подъездов находятся ниже уровня земли, отсутствие гидроизоляции…»

    Судьбой жильцов этого дома занимались депутаты Законодательного Собрания: руководитель регионального исполкома ОНФ Дмитрий Афанасьев (это его избирательный округ) и коммунальный омбудсмен Надежда Ефремова.

    – Этот дом, да и несколько других «времянок» барачного типа, выявленных активистами ОНФ в Воротынске, нуждаются в расселении, – говорит Дмитрий Афанасьев. – Условий для нормальной жизни в подобных аварийных сооружениях невозможно предоставить.

    – Учёта так называемых «времянок» министерство не проводит по причине отсутствия такого понятия в Жилищном кодексе РФ, – рассказывает заместитель министра строительства и ЖКХ Иван Тележенко. – Понятно, что дом в Воротынске не уникален, подобных ему временных жилых строений достаточно во многих населённых пунктах нашей области да и России в целом. И, как правило, подобное временное жильё обладает многочисленными признаками аварийности. Выход единственный – расселение граждан из таких многоквартирных домов. И здесь инициатива должна исходить от местных властей.

   Сфера особого внимания

    Глава поселковой администрации Андрей Шакура в курсе всех проблем этого дома, но решить их в одночасье возможности нет.

    – Дом признан аварийным в апреле прошлого года. Условия жизни там трудные, но часть проблем устраняет управляющая компания, – говорит Андрей Шакура. – Маневренным фондом для временного расселения жильцов наша администрация не располагает. Значит, нужно потерпеть ещё несколько лет, когда дом будет включён во второй этап программы расселения из ветхого и аварийного жилья. Это 2024 – 2025 годы.

    Познакомившись с этим домом, лишний раз убеждаешься в справедливости истины «нет ничего более постоянного, чем временное». Более полувека жизни людей в стенах «времянки» подтверждает это.

    Понятно, что «времянки» – это наследие советского прошлого, когда местные власти из-за отсутствия нормального жилья вынужденно переводили эти строения в разряд «объектов капитального строительства». Расхлёбывать эту кашу приходится их современным преемникам.

    Куда расселять жильцов, если у воротынского дома (не дай бог!) не сегодня завтра обрушится кровля, ведь в поселке нет маневренного фонда?! А за четыре-пять лет до долгожданного расселения этот дом может и вовсе развалиться по частям. Местные власти заверяют, что не развалится. Но нельзя всегда надеяться только на русский авось.

    Проблема, как справедливо заметил Иван Тележенко, имеет не региональный, а общероссийский характер, а значит, её решение нужно искать на федеральном уровне. Не нормально, когда в Жилищном кодексе отсутствует само понятие «времянка». А ведь такое жильё нуждается в особом внимании.



Фото: Владимир КОРМИЛЬЦЕВ.