28 апреля, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Оборотень

18.12.2020
    В 70-80 годах прошлого века по Калуге прокатилась серия нападений на молодых женщин. Преступник душил и насиловал своих жертв и всегда успевал скрыться до приезда милиции.

   Это твоя работа?

    Шёл двенадцатый час ночи. В кабинете у начальника райотдела у всех было приподнятое настроение – наконец-то у них есть подозреваемый. В это время в дверь постучал и вошёл с докладом дежурный по отделу – старший лейтенант милиции Игорь Зиомбак. Именно у этого сотрудника гостил задержанный работник обкома.

    Лариса Гриценко до сих пор не может объяснить, почему вдруг обратилась к нему и произнесла короткую фразу:

    – Игорь, а ведь это твоя работа?

    Лицо Зиомбака покраснело. Все присутствующие сначала онемели, а потом, отправив дежурного заниматься своими делами, стали жёстко выговаривать следователю за то, что она необоснованно обвиняет заслуженного сотрудника.

    Сейчас Лариса Леонтьевна признаётся, что очень переживала, что тот на эмоциях может совершить какой-нибудь необдуманный поступок. Но при этом сомнений в виновности Игоря у неё не было.

    – Я сижу и думаю: сейчас он застрелится и меня посадят, – вспоминает она свои переживания в тот напряжённый момент.

    Поэтому следователь прихватила книжку и с разрешения Игоря просидела рядом с ним до утра в помещении дежурной части. Впоследствии бывший милиционер признался, что всю ночь боролся с желанием убить следователя прокуратуры и застрелиться самому.

    Тем временем первый заместитель начальника УВД области Виктор Гурьев с коллегами проанализировали подозрения Гриценко, и у них тоже сложилась цельная картина. Из-за натянутой на голову одежды женщины не видели лица насильника, но одна упоминала в своих показаниях, что, когда отбивалась, наткнулась рукой на офицерский ремень. Другая незадолго до нападения видела вдалеке силуэт человека в милицейском форме. Проживал милиционер на улице Никитина, в районе больницы Красного Креста, а все преступления были совершены неподалёку, в шаговой доступности от этого адреса. А доскональное знание своего района помогало Зиомбаку бесследно исчезать с места преступления.

    Укладывалась в эту версию и осведомлённость насильника об устраиваемых на него засадах. Нередко он сам же в них и участвовал.

   Квартирный вопрос

    В тот же день серийный насильник был задержан у себя дома. К приезду следственно-оперативной группы он уже успел собрать вещи и подготовиться к аресту.

    – Я знала Игоря ещё сержантом. Это был очень красивый мужчина. Статный, атлетического сложения, вьющиеся волосы. Великолепный отец, который трепетно заботился о своей дочери, – вспоминает Лариса Леонтьевна.

    На работе у милиционера тоже всё было благополучно. Во время службы в ГАИ он был награждён медалью «За отвагу». Зиомбак своим автомобилем преградил дорогу грузовику с пьяным водителем, когда сопровождал машину второго секретаря обкома партии. В личном деле – 82 благодарности от руководства.

    Что же толкнуло такого смельчака, красавца и отличного семьянина на преступления? Оказалось, что поводом послужила сексуальная неудовлетворённость, вызванная жилищными проблемами. Милиционер много лет стоял в очереди на двухкомнатную квартиру. Пока же он вместе с женой, дочкой и матерью ютился в крошечной комнатке. Их постоянное присутствие рядом вынуждало супругу не отвечать на знаки внимания мужа. Однажды в ответ на его очередные приставания она в сердцах сказала ему:

    – Отстань от меня. Иди на улицу и найди там себе кого-нибудь.

    В сердцах Игорь выбежал из дома. И последовал совету жены. Утром, когда шёл на работу, думал, что возьмёт пистолет и застрелится. Но заявление об изнасиловании в отдел так и не поступило. Возможно, жертва побоялась огласки или негативной реакции мужа. Дальше – больше, и со временем насильнику уже стала нравиться такая охота.

   На приёме у министра

    Однако одних признаний и косвенных улик Ларисе Гриценко показалось недостаточно. Совершенно случайно она узнала, что в Экспертно-криминалистическом центре МВД СССР две сотрудницы собираются защитить кандидатские диссертации по теме генетической экспертизы. Срочно прибыв в Москву, калужский следователь обратилась к ним за помощью. Оказалось, что у экспертов остался последний образец сыворотки, использовать который для проведения исследований можно было только с разрешения министра.

    Но Гриценко это не смутило. Всеми правдами и неправдами ей удалось пробиться на личный приём к главе Министерства внутренних дел. Воспользовавшись тем, что секретарь министра отлучился из приёмной по делам, настырная посетительница вошла в кабинет высокого начальства без доклада. Объяснила суть дела: офицер милиции подозревается в совершении тяжких преступлений и следствию нужны железные доказательства, чтобы предъявить ему обвинение или извиниться и оправдать заслуженного сотрудника. Неизвестно, что сыграло решающую роль – веские доводы или обаяние молодой калужанки, но в итоге министр прямо на акте наложил свою резолюцию: «Провести экспертизу».

    Образцы спермы предполагаемого преступника и с пальто убитой женщины были направлены в столицу. На этот раз генетическая экспертиза подтвердила их полную идентичность. Огласив результат, исследователи отметили небывалую активность полученных от Зиомбака образцов.

    – У него там столько сперматозоидов, что на каждую женщину в Советском Союзе по два хватило бы. Такой их активности мы никогда не встречали, – сообщили они следователю.

   Новые эпизоды

    В ходе следствия удалось собрать доказательства причастности обвиняемого к четырнадцати изнасилованиям, хотя сам Зиомбак дал признательные показания по пяти десяткам эпизодов. Большинство из них пришлось прекратить из-за отсутствия заявлений от потерпевших.

    Злоумышленник также рассказал, что раздевать свои жертвы одним рывком он действительно научился у работников вытрезвителя, когда доставлял к ним пьяных.

    Суд приговорил насильника к восьми годам лишения свободы. Вскоре после этого его жена подала на развод и лишила Зиомбака родительских прав. О дальнейшей судьбе калужского маньяка ничего не известно.

Фото из материалов уголовного дела и архива Ларисы Гриценко.