3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Солнечное дерево

05.02.2021
На золотистой древесине даже в пасмурный день играют солнечные зайчики. Искорками вспыхивает каждая завитушка причудливой резьбы. Отзывчива липа на любую затею, будь то совиное семейство или фигурное блюдо. У Виктора Ивановича Горячкина с ней давняя дружба. В массе своей его работы чудесного медово-соломенного оттенка.

Дары леса

Леса у деревни Беляево, что в Юхновском районе, знатные – березовые перелески сменяют тенистые дубравы, тянутся к облакам стройные сосны. Все по грибы, по ягоды, а Витя норовил с собой прихватить еще сук или толстую ветку. Вот из этого человечек может получиться, из этого – лошадка. Как и большинство ребятишек послевоенной поры, они с сестренкой игрушки себе делали сами.

Сюда их родителей в конце 40-х привела голодная година. В Беляеве организовали военное подсобное хозяйство. Народ из окрестных деревень потянулся на работу. Нина с мамой, сестрами и братом приехали из Мосальского района. Тут и познакомилась с Иваном, служившим в хозяйстве экономистом. Не испугалась, что из репрессированных, что за плечами у него десять лет колымских лагерей. Поселились молодые в комнатушке в бараке. Родились дети. Но еще несколько лет ютилась тут семья.

Окончив Беляевскую восьмилетку, Виктор поехал в Людиново – поступил в техникум на специальность «сварка». Тамара Никишина ему сразу приглянулась. Ни два года в армии, ни год работы в Брянске чувств не остудили. Сыграли свадьбу. Скоро Тамара Николаевна и Виктор Иванович отметят золотую.


Человек с… ведром

Отправили сотрудников Людиновского тепловозостроительного завода (ЛТЗ), и Виктора Горячкина в их числе, в колхоз. К тому времени он окончил институт и работал в отделе главного конструктора. Люди старшего поколения про такую шефскую помощь знают не понаслышке.

Весна в тот год не задалась. Казалось, дождям не будет конца. Домой не уедешь, нормальной работы нет. Тогда Виктор с товарищем вызвались разбрасывать на полях удобрения. Тракторы проехать не могли – вязли. Серыми сырыми вечерами он садился вырезать фигурки, как когда-то в детстве. Так появился человек с ведром, разбрасывающий удобрения, женщина, которая чистит картошку.

Вообще их отдел отличала творческая атмосфера, и не только, когда речь шла о моделях тепловозов, а на ЛТЗ тогда почти каждый год разрабатывали новую. Многие инженеры в свободное время меняли кульманы на мольберты и этюдники. Бюро эстетики дало Людинову целую плеяду живописцев – Балакины, Дворовкина, Хованский, Сарнавский… Можно перечислить еще множество имен.

Горячкин свое увлечение серьезным не считал – так, баловство. Но когда водрузил на рабочий стол супруги (Тамара Николаевна тоже была конструктором здесь, на заводе) резной письменный прибор, получил много восторженных отзывов.


Наука и жизнь

Как-то на глаза Виктору Ивановичу попался номер журнала «Наука и жизнь». Пролистал и остановился на статье, посвященной абрамцево-кудринской резьбе. Промысел этот возник в конце XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево и тесно связан с художниками абрамцевского кружка. За основу они брали не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Захотелось Горячкину попробовать вырезать такое. Благо с материалом в лесном Людиновском краю проблем нет. Потом увлекся резьбой геометрической. Блюда, подносы…

И снова журнал. На этот раз о кино. Там было фото известного актера, но мастера привлек задний план – стена, увешанная африканскими масками. Почему бы не сделать что-то подобное?

Журналы, книги, посвященные резьбе по дереву. За эти годы у Виктора Ивановича собралась неплохая библиотека. Сейчас на помощь приходит интернет. На просторах всемирной паутины чего только нет!


Из «музея» в галерею

«Музеем» прозвали домочадцы одну из комнат в квартире Горячкиных. Картины – работы дочери Нины, подарки друзей-художников, резные вещи и вещицы, которые сделал сам хозяин дома. Здесь долгое время была его мастерская. Появлялся редкий свободный часок – садился за резьбу. После напряженного трудового дня (три десятка лет возглавлял он бюро дизелей на ЛТЗ) это был хороший отдых – и рукам, и глазу приятно.

Среди обитателей «музейных» полок много игрушек – разных резных зверей. Резал он и сыну с дочкой, и внучкам. Их у Тамары Николаевны и Виктора Ивановича трое. Младшая Ирочка и сейчас просит дедушку что-нибудь для нее вырезать. Ему в радость.

Получить порцию тепла зимой, увидеть солнечное дерево Виктора Горячкина смогут все желающие. Сегодня в Людиновской картинной галерее открывается его персональная выставка.


Фото Александра ВЫШОМИРСКОГО.