3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Спасибо за жизнь

09.04.2021
Александр Бондарев из города Жукова с детства интересовался поисковой деятельностью и в 2015 году узнал о существовании отряда «Гиацинт» - одного из десяти отрядов, входящих в военно-патриотическое объединение «Память». В том же году, осенью, Александр отправился в свою первую экспедицию. К настоящему времени только на его личном счету обнаружение останков более ста советских воинов.

Насколько хватит сил…

- Первый год был тренировочным, я был стажером, - вспоминает 35-летний Александр. - Познакомился с командиром и отрядом, учился работать щупом и металлоискателем. Сейчас уже я являюсь полноправным бойцом военно-патриотического объединения. Всех нас сплачивает любовь к Родине, к истории России и стремление увековечить память наших героев.

Поисковые работы проходят в течение всего года. Ведь одна из важнейших составляющих этой деятельности – работа не с лопатой, а с документами.

- Работаем в основном на рубежах обороны - 43-й армии на Нарском рубеже обороны и 49-й армии - это Жуковский район. В основном выходим, кто и когда свободен, без четкого графика. Штудируем карты, журналы боевых действий на территории, данные аэрофотосъёмки… Затем набирается группа от трёх человек и выходит в разведку в заранее запланированные места, - рассказывает Александр.

Экспедиции проходят минимум четыре раза в месяц. Режим напряженный, но он оправдан результатами. За пять лет, что Александр находится в отряде, лично им было найдено около сотни бойцов.

- Все они были захоронены с воинскими почестями. Некоторые найдены с посмертными медальонами, по которым удалось установить личности бойцов. Останки одного из этих бойцов в прошлом году удалось передать родственникам, они приезжали из Свердловской области. Будем работать дальше, насколько хватит сил, - говорит боец.

Военно-патриотическая организация «Память» не случайно называется объединением: несмотря на то что у каждого из десяти поисковых отрядов свой план работ, часты случаи, когда они объединяются.

- Если находятся отдельные останки бойцов или небольшие воинские захоронения, которые мы можем поднять в течение одного дня, – справляемся силами отряда, - поясняет Александр. - Если же обнаружены большие воинские захоронения, как, например, в прошлом году в деревне Ершово Жуковского района, то привлекаются другие отряды нашего объединения.

Проблем не возникает

Перед каждым выходом отряда на место проходит тщательная подготовка, которая включает в себя и обязательный инструктаж по технике безопасности. Относительно опасных находок, которые попадаются регулярно, есть свой регламент. При их обнаружении ставится координатная точка, участок огораживается лентой, после чего идет доклад в МЧС. Бойцы поискового отряда не имеют права трогать взрывоопасные предметы, это категорически запрещено.

Основные затраты у поисковиков - это горючее.

- Если куда-то недалеко выезжаем - одна сумма. А когда выдвигаемся, например, под Медынь, там уже расходы ощутимые - и топливо, и питание, и батарейки... В районе трёх тысяч рублей на бойца выходит, - рассказывает Александр.

У каждого бойца в отряде есть определенные задачи. Специализация Александра - разведка на местности. Выезды в лес, на поля, работа с щупом, с металлоискателем.

- Своей работой мы говорим спасибо за жизнь тем, кто не пощадил себя ради нас, наших детей. Как говорил Суворов: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», - заключает поисковик.

Александр работает сварщиком в столице на заводе, который занимается производством авиационных двигателей, а в Жукове его ждет семья, опора и поддержка во всём - жена, пятилетний сын Елисей и трехлетняя Ксения.

Фото из личного архива Александра Бондарева.