29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Не стать своим среди чужих

16.04.2021
Сегодня серьезную угрозу жизни и благополучию детей и подростков представляет опасный контент в интернете. Ежедневно в соцсетях службы информационной безопасности выявляют тысячи сообществ с участием подростков, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотиков, терроризм, доведение до суицида).

Куда сообщить об опасном контенте и обнаруженной в интернете информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребёнка

В случае выявления опасного интернет-ресурса, а также если подросток сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом! 

Полиция России: 02 (102, 112). 

Роскомнадзор: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/.

Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды»: https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/.

Ассоциация «Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/8-800-700-56-76. 

Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ): https://rocit.ru/hotline. 

«Воронка вовлечения» в опасный контент

Недавно в одном из интервью президент группы компаний Infowatch Наталья Касперская привела неутешительную статистику: деструктивному воздействию подвергаются в интернете 7 млн подростков, а прирост вовлеченности, например, по теме наркотиков, убийств, травли и суицида, составляет 2 млн пользователей в год. Эксперт подчеркнула, что система считает вовлеченными участниками групп тех, кто поставил лайк, сделал репост или прокомментировал опасный контент.

Отмечается, что так называемая «воронка вовлечения» устроена таким образом: на ее верхнем уровне отсутствует запрещенный контент, вместо этого, как правило, есть привлекательные фото, видео или призывы общего характера. Затем создатели групп, исходя из того, что заинтересовало подростка (наркотики, насилие), вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, а после этого действия переходят в офлайн.

От слова «привет» до вербовки

Подавляющее большинство подростков уверены, что лично с ними никогда ничего плохого в интернете не случится. Но, к сожалению, они ошибаются - подход к каждому человеку при вербовке подбирается индивидуально и профессионально. И происходит это примерно так. Сначала робот-рассылка отправляет слово «привет» или фразу «кто ты» с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации. Дальнейшие действия разворачиваются по следующему сценарию. Вначале с подростком знакомится приятный человек (мотиватор), с которым у него, как окажется, есть общие интересы или совпадают взгляды на жизнь. Этот новый знакомый будет настолько хорошо понимать подростка, что вполне способен стать ему другом или даже учителем.

Организаторы или те, кто ведет группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным и потихоньку поворачивают сознание подростка в нужную им сторону. Происходит формирование стойкого убеждения, что только в этом круге подростка понимают, а вне сообщества этого нет и не будет. Далее идет погружение в определенный контент (депрессивный, агрессивный, экстремистский), приглашение на прикрывающие вербовочные сайты. Происходит девальвация ценностей: семейных, духовно-нравственных. Активно формируется определенная информационная среда. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди стали, как кажется подростку, «самыми-самыми друзьями», то шансы на спасение из такой группы уже близятся к нулю.

Не запрещать, а учить правилам безопасности

Многие родители, поддавшись панике, начинают запрещать своим детям пользоваться интернетом, устанавливают тотальный контроль за их жизнью, требуют от ребенка немедленного выхода из всяких социальных групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям. Главное, мы должны понимать, что даже самые жесткие запретительные меры не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками, нужно в первую очередь понять, что единственный вариант помощи - участие родителей в жизни подростка. Необходимо учить ребенка правилам безопасного поведения в интернете, учить критически мыслить, создавать для него возможность выбора. Необходимо говорить с детьми на серьезные темы, такие как смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, то он все равно продолжит искать ответы на стороне, например, в интернете, где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Куда обратиться за психологической помощью Единый общероссийский номер телефона доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-200-01-22.

Калужский государственный институт развития образования: центр психологического сопровождения образовательной деятельности, отдел профилактики девиантного поведения детей и подростков и оказания экстренной психологической помощи 8 (4842) 22-61-52, бесплатно, с 09.00 до 17.00 по рабочим дням.

Обнаружив в интернете сайты с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, вы можете обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, а также в Управление Роскомнадзора по Калужской области: телефон доверия горячей линии МВД в Калужской области 502-800. 

Если вы обладаете информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, можете позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона: горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета Российской Федерации 8-800-200-19-10.

По материалам министерства образования и науки региона.