28 апреля, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

По следам казанской трагедии

24.05.2021
Жуткое происшествие в столице Татарстана в очередной раз показало нам, что России нужна система, которая позволит защитить наше общество, прежде всего детей, от действий психически нестабильных людей, склонных к немотивированной агрессии.

Как это случилось

Утром 11 мая 19-летний студент Ильназ Галявиев пришел в казанскую гимназию №175 и открыл стрельбу по ученикам и педагогам. В результате нападения погибли семеро детей и двое взрослых. Еще 23 человека попали в больницу. По словам министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, 18 пациентов – дети. У восьми из них огнестрельные ранения, остальные получили повреждения от осколков стекла и при выпрыгивании из окон на улицу.

Большего количества жертв удалось избежать благодаря учителям, которые в критической ситуации проявили настоящий героизм. Многие вместе с детьми заперлись в классах и стояли у двери, готовые в случае необходимости встать на пути убийцы и закрыть собой школьников.



В Казани был введен режим контртеррористической операции. Вопреки своим заявлениям стрелок передумал кончать жизнь самоубийством и сдался силовикам. Расследованием уголовного дела о массовом убийстве занимается центральный аппарат Следственного комитета России.

Президент Владимир Путин выразил свои соболезнования семьям погибших и направил в столицу Татарстана борт МЧС. Главе Росгвардии дано поручение пересмотреть положение о гражданском обороте оружия.

12 мая в Татарстане был объявлен траур, уроки в школах Казани отменили. Во многих городах России возникли стихийные мемориалы, к подножию которых люди возлагали цветы в память о жертвах трагедии.

Почему нас застали врасплох?

Многие сейчас критикуют силовиков за то, что они не предотвратили казанскую трагедию. Но давайте будем объективны. Предвидеть атаки одиночек крайне сложно. Когда человек скрывает свои планы, все держит в себе, не обсуждает их со знакомыми или в сети, шансы выявить преступление на стадии подготовки крайне малы, как бы активно ни велась оперативная работа и мониторились социальные сети.

Казанский стрелок, по словам окружающих, всегда был тихим и спокойным молодым человеком, уважительно относился к соседям по дому, сокурсникам и преподавателям. Ректор университета вспоминает его как вежливого, неконфликтного студента, который «весь в компьютере». По предварительным данным, Ильназ Галявиев не состоял в «группах смерти» или экстремистских сообществах в соцсетях. Телеграм-канал, в котором он рассказал о своем желании убивать, злоумышленник опубликовал уже перед тем, как отправился в гимназию. На момент выявления канала в нём был всего один подписчик – сам стрелок, которого к тому времени уже задержали.

Безусловно, следствие разберется во всем и воздаст по закону тем, кто этого заслуживает. Но регулярность, с которой такие расстрелы происходят в России, однозначно указывает на необходимость принимать незамедлительные меры, в том числе на законодательном уровне, для того, чтобы минимизировать эти угрозы.

Что делать?

Многочисленные эксперты уже высказались на эту тему. Прежде всего предлагается пересмотреть организацию пропускного режима в детских учреждениях, ужесточить требования к владельцам оружия, проводить регулярное психологическое тестирование школьников и студентов, а также поставить заслон пропаганде насилия и экстремизма в интернете.

Надо что-то делать с безразличием в обществе. Недопустимо, чтобы вооруженный человек, не скрываясь, шел по улице и никто из встреченных им прохожих не удосужился сообщить об этом в полицию.

Давно следует обратить внимание и на содержимое сети, которая служит источником многих зол: от покупки медицинских справок и нахождения рецептов изготовления взрывных устройств до травли инакомыслящих и пропаганды самоубийств.

Во всем этом давно пора наводить порядок. Причем, как подчеркнул в своем выступлении Владимир Путин, решения должны быть «обоснованными и, безусловно, жесткими». Единственный, кто может и должен сделать это, – наше государство. Иначе мы рискуем тем, что подражатели керченского и казанского стрелков заставят нас платить все более кровавую цену.

Советы профессионалов

Прочитайте их сами, покажите детям, коллегам и знакомым. Надеемся, что они вам не пригодятся.

Не молчите. Если вам стало известно про чьи-то планы раздобыть оружие и устроить массовый расстрел, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы. Это не стукачество, даже если указанный вами человек «всего лишь пошутил». Возможно, вам удастся спасти чьи-то жизни.

Бегите. Услышали стрельбу – бегите к выходу. Не проверяйте, петарды это, хлопушки или настоящие выстрелы. Если стреляют за дверью и вы на первом этаже – выбирайтесь через окно. Чем быстрее вы окажетесь снаружи, тем больше у вас шансов. Если кто-то застыл на месте, тащите его, толкайте, лишь бы он пришел в себя и побежал. Забудьте о вещах – жизнь дороже гаджетов.

Прячьтесь. Возможность убежать есть не всегда. Например, если вы находитесь на верхних этажах или террорист отрезал путь к выходу. Тогда нужно прятаться. Запритесь в каком-нибудь помещении, забаррикадируйте дверь и ждите полиции. Используйте любые средства – подоприте дверь шваброй, стяните ручки брючным ремнем, завалите вход партами и шкафами – сгодится все. Чем трудней будет открыть дверь снаружи – тем больше у вас шансов выжить. У стрелка мало времени на то, чтобы ломиться в каждую запертую дверь. Но не стойте у двери, чтобы выстрел через нее не смог вас поразить. Кричащих заставьте замолчать, телефоны поставьте на беззвучный режим. Не забывайте звонить в полицию и тихо, но четко информировать, где вы находитесь и что происходит вокруг.

Деритесь. Самый нежелательный вариант. Но бывает, что другого выхода просто нет. Не пытайтесь геройствовать, когда можно убежать или спрятаться. Но если встретите преступника лицом к лицу, будьте готовы бить его всем чем можете. Вооружитесь подручными предметами – шваброй, ремнем, палкой, бутылкой, карандашом – всем, чем можно нанести урон.

МНЕНИЕ

Ольга Коробова, уполномоченный по правам ребёнка в Калужской области:

– Гибель детей – это самое страшное, и ответственность за это всегда несут взрослые. К сожалению, трагедия в Казани не первая, и сделать что-то для предотвращения подобных ситуаций непросто. Однако наша обязанность – принять все возможные меры для того, чтобы снизить риски и максимально обезопасить детей. Одна из эффективных мер отражена в поручении президента – ужесточить правила продажи оружия.

Ещё один нормативный акт, который, на мой взгляд, требует доработки, – закон о психиатрической помощи. В настоящее время помощь человеку с психическими заболеваниями может оказываться только в том случае, если он дал на это своё согласие. То есть пока он не согласится на лечение либо не причинит серьёзный вред окружающим, мер воздействия на него практически нет. Многие понимают, что это неправильно и опасно. В данном случае очень сложно разработать такой правовой механизм, который оградил бы больного человека от необоснованного насилия и гарантировал при этом безопасность окружающих. Однако работать над этим надо.

Думаю, что одной из мер предотвращения таких трагедий может стать создание центра социального мониторинга в социальных сетях. Центров таких пока немного, но в некоторых областях они успешно функционируют. Например, сотрудники центра при управлении молодёжной политики департамента образования Тульской области разработали способ мониторинга сетей для выявления суицидальных или иных опасных настроений с целью помощи этим детям. В центре работают психологи, которые умеют найти грамотный подход и выстроить общение с учётом ситуации и особенностей настроений, чтобы предотвратить подобные трагические ситуации. Они помогли уже достаточно большому количеству детей и подростков. Мы надеемся, что после изучения и обмена опытом сможем внедрить подобную схему работы и в нашей области.

И ещё один момент, который, на мой взгляд, обязательно должен прорабатываться, – это формирование у детей навыков грамотного поведения в экстремальных ситуациях. Причем занятия должны быть не только теоретическими, но и практическими – в опасный момент это действительно может спасти жизнь.


Фото РИА новости.