5 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Соль земли

25.06.2021
Как говорит руководитель «Родины» Геннадий Шмаргун, для его культур затянувшаяся весна с ее сырой землей не стала особой угрозой. Хуже, если бы была засуха. В этом году аграрии рассчитывают собрать до 300 центнеров картофеля с гектара. Также ожидается хороший урожай пшеницы на землях сельхозпредприятия. А их становится все больше.

Быть новым угодьям

На прошлой неделе сюда приезжала инспекция минсельхоза. Знакомились с ходом работ по «воскрешению» территорий сельхозназначения. Еще недавно они принадлежали другим хозяйствам и были запущены до целинного состояния.

- Эти земли не обрабатывались 20 лет, - рассказывает директор «Родины». - Теперь понадобятся годы, чтобы ввести их в оборот. После такого многолетнего простоя нужно разогнать «пролежни», вернуть землю в тонус, чтобы она могла рожать. Нужно улучшать плодородие, пахать, культивировать, провести грамотный севооборот.

Геннадий Шмаргун из тех, кто знает свое дело до тонкостей. Он четверть века работает на земле. Он и за агронома, и за руководителя, и за инженера. Строил животноводческие комплексы в Детчине, Воробьеве. Такой комплекс должен был появиться и на территории «Родины». Но хозяйство пока не обладает необходимым количеством земельных угодий. Именно этим вопросом сейчас и занимается команда Шмаргуна.

Алло, мы ищем профессионалов

Работы много. И эта отрасль по-прежнему испытывает кадровый голод. Советская практика по привлечению к работе в поле армии школьников, студентов еще сохранилась, хоть и не в тех масштабах. Но вопрос не столько в «массовке», сколько в квалифицированных специалистах. Не хватает профессионалов. В сельское хозяйство идут неохотно, не говоря уже о том, что люди смотрят на саму отрасль сквозь шоры устаревших стереотипов. А между тем времена изменились, изменились и технологии. Сегодня это высокотехнологичный и высокоинтеллектуальный труд.

- Я активно сотрудничаю с профильными техникумами, - говорит Геннадий. - Преподаю и стараюсь объяснить молодому поколению, что сельское хозяйство - это прекрасно. Но платить стоит не за присутствие человека в поле, а за ту работу, которая на него возложена. А для этого он должен быть специалистом. Не обладателем корочки, а настоящим профи, который гарантирует качество работы и при этом не угробит трактор. Да сам трактор нынче - это круче, чем «Майбах».

И действительно, взять, к примеру, трактор Challenger 1000. Он не только называется, но и выглядит внутри как космический корабль, напичканный электроникой.

Техника сегодня в основном импортная. Наша тоже есть, конечно. Но все-таки зарубежная отслеживает более тонкие моменты обработки почвы. Зато наши лучше приспособлены к грубой работе. Недавно приобрели пару «кировцев», они отлично работают на целине.

Правильный выбор

- Я начинал с музыки, мог бы поступить в Гнесинку, - вспоминает земледелец. - Но в 90-х понял, что как музыкант я никому не буду нужен. И пошёл работать на землю. Позже получил второе, профильное, образование.

Если сейчас изучить список вымирающих профессий, вы не найдете ни одной, имеющей отношение к земле. Потому что остаются только те, кто нужен. Они и есть соль земли.

Но кадры - далеко не единственная проблема отрасли. За последние 30 лет сама индустрия была разрушена. И прежде всего это касается семенного фонда.

- Если животноводство в последние годы в нашей области вытащили, то картофелеводство пока нет, - признается Шмаргун. - Мы полностью зависим от импортных семян. А под импортные сорта нужна импортная химия. Фактически мы кормим заграницу. А ведь еще недавно в Жуковском районе был институт, который занимался производством семян.

В последние годы, по официальной статистике, в нашей стране началось активное развитие агропрома. В прошлом году Россия побила все рекорды производства и экспорта продовольствия и сельхозсырья. И свой вклад в эти рекорды внесли и малоярославецкие аграрии…

Фото автора.