29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Жизнь словно песня

15.07.2021
Ее жизнь – как народная песня. Была то радостной, то печальной, иногда взрывалась фейерверком эмоций, а порой груз житейских невзгод накрывал с головой. Но она всегда преодолевала тяготы и поднималась более сильной, готовой приветствовать жизнь и делиться с окружающими оптимизмом.

Необычный подарок

Клавдия Николаевна всю жизнь врачевала земляков. От телесных недугов она лечила людей медикаментами, а от душевных – песнями. Их она исполняла на самых разных площадках. Это мог быть сельский клуб или фабричный ДК, полевой стан или дом, где играли свадьбу.

Поэтому и в день ее рождения маленький кондровский дворик на Интернациональной превратился в концертную сцену, где зазвучала музыка. Поздравить бывшую солистку пришли участники народного хора русской песни. Именинница была растрогана вниманием, и, не выдержав, под очередной веселый наигрыш пустилась в пляс к восхищению родных и соседей.

В свой юбилей Клавдия Николаевна принимала поздравительные адреса и подарки от президента России, губернатора, главы администрации района, от совета ветеранов.

Вспоминали в этот день и о тяжелых испытаниях в судьбе поколения детей войны. Немало их выпало и на долю нашей героини.

Война и оккупация

Перед войной Клавдия с родными жила в деревне Николаевка Звизжевского сельского совета. В семье – пятеро детей, поэтому вырасти белоручкой у Клавы шансов не было. Работать в огороде, ухаживать за скотиной – ко всему была привычна бойкая девочка. И с детства очень любила петь. Но когда началась война и осенью 1941 года фашисты оккупировали деревню, стало не до песен.

Отец воевал на фронте, старшая сестра тоже была в армии, работала прачкой. А они, четверо детей и мать, попали в оккупацию. С наступлением холодов ютились на печке – все пространство избы занимали фашисты. Клавдия Николаевна вспоминает, как там было нестерпимо жарко и душно: печь оккупанты непрерывно топили, готовя снедь из отобранных у населения кур, поросят, коров.

В январе перед отступлением гитлеровцы подожгли деревню. Спастись удалось благодаря деду, участнику Первой мировой войны. Старый солдат не растерялся, приказав женщинам и детям уходить под прикрытием дыма. Это уберегло от пуль. От холода спасались, зарывшись в сено.

Наступавшие красноармейцы велели направляться в тыл, поскольку оставаться в районе Николаевки было опасно, рядом шел бой. Пошли в сторону Богданова. Ночь скоротали в сторожке на мельнице, стоявшей на Извери. А когда вернулись в свою деревню, увидели, что из 27 домов уцелело только два.

Солдаты расширили и углубили большую воронку, сделав для погорельцев землянку. Поставили печку. Там семья и жила. Когда в округе начал свирепствовать тиф, их болезнь миновала. Клавдия Николаевна считает, что помог щелок – настой золы, которым мать заставляла мыться.

Девочка помогала ухаживать за больными и уже тогда поняла: лечить людей – ее призвание.

На медицинском поприще

Отец Клавдии пришел с войны больной, с обмороженными ногами. Часто и подолгу лечился в районной больнице. А потом главврач, видя, что его пациент любит коней, предложил работу: ухаживать за лошадьми. Дали фронтовику ведомственную комнату, куда он и перевез из деревни семью. Вшестером жили на 15 метрах и были рады.

Клавдия стала работать санитаркой. Расторопную и старательную девочку приметили врачи, посоветовав идти учиться на медсестру (в Кондрове при больнице тогда было медучилище). Но как туда поступить, если за плечами лишь четыре класса? Окончила вечернюю школу, потом поступила в училище.

– Я очень старалась, ведь даже с одной тройкой стипендию не платили, – вспоминает Клавдия Масленникова. – Поэтому все шесть семестров отучилась на «хорошо» и «отлично».

Новоиспеченную медсестру направили работать заведующей Остроженским медпунктом. А когда заболела мама и ей потребовался уход, попросилась обратно в Кондрово. Ее взяли медсестрой в хирургическое отделение районной больницы, где она проработала 45 лет. А общий трудовой стаж Клавдии Николаевны – 59 лет!

«Музыка нас связала»

Всю жизнь Клавдия Николаевна была активной участницей художественной самодеятельности. Исполняла русские народные песни, частушки. Пела в хоре, солировала. Даже работая и одновременно обучаясь в вечерней школе, выкраивала время на репетиции и выступления.

Когда девушку направили в Острожное, секретарь райкома комсомола поручил ей организовать в селе художественную самодеятельность. И она собрала хор из 25 человек! Уговорила знакомого кондровского баяниста приезжать в Острожное хотя бы раз в неделю. И дело пошло, подготовили полноценную программу, с которой успешно выступали.

Когда баяниста не стало, Клаве посоветовали обратиться к Леониду Масленникову, который работал в отделении сельхозтехники в соседней деревне. Парень увлекался музыкой, играл на баяне. Так и познакомились. Этот союз стал не только творческим, но и семейным. Родилась дочь Ирина. Как и родители, очень музыкальная. Сейчас она педагог по вокалу, заслуженный работник культуры. В Наро-Фоминске у нее своя экспериментальная школа.

– Леонид был очень музыкальным, но нотную грамоту не знал. Сочинял песни, а записать не мог, – рассказывает Клавдия Николаевна. – Потом выучил ноты, стал записывать. Он песню сочиняет, я напеваю.

Самой любимой песней Клавдии Николаевны остается песня Леонида Павловича о медицинских сестрах.

Семейной парой они участвовали в концертах, работали с несколькими творческими коллективами. Их часто приглашали выступать на свадьбах. Супруги Масленниковы стали своего рода брендом Кондрова. А песня, посвященная городу, которую написал Леонид Павлович, до сих пор в репертуаре кондровского народного хора русской песни. И она, конечно же, прозвучала на юбилее Клавдии Николаевны.

Фото автора.