30 апреля, Вторник
г. Калуга, ул. Марата 10

Попали в красный переплёт

23.07.2021
Колдуница парижская, тайник овальный, Венерин башмачок…. Всего 220 видов сосудистых растений занесено в Красную книгу Калужской области. Все это сокровища из шкатулки богини Флоры. Потеряется хоть одно – обеднеют наши леса и луга.

Не случайно большой общественный резонанс вызвало предложение Минприроды РФ разрешить в исключительных случаях использовать места обитания краснокнижных растений.

Мы продолжаем беседу о проблемах охраны редких видов с Натальей Решетниковой, доктором биологических наук, научным сотрудником Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина. Наталья Михайловна – одна из составителей Красной книги нашей области.

Уникальная операция

– Насколько реально при изъятии участков с краснокнижными растениями пересаживать их на новые места, как предлагает федеральное министерство?

– Конечно, все растения привязаны к месту, встроены в определенное сообщество. В идеальном случае, когда речь идет о ландшафтном участке, лучше его сохранить. С другой стороны, нельзя закрывать глаза на то, что регионы развиваются, – необходимы дороги, линейные объекты и тому подобное. Но каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Когда место обитания нарушается, глупо было бы пренебрегать возможностью попытаться пересадить растения.

– А есть ли такой опыт? Говорят, что наши дикоросы пересадить даже себе на участок чрезвычайно сложно.

– Я знаю людей, которые выращивали у себя Венерин башмачок – редкую красивоцветущую орхидею средней полосы. Но если хотите иметь на своем участке такие растения, то лучше брать семена – так не нарушите ни место, ни сообщество. Опыт энтузиастов показывает: когда человек берется за работу с любовью и осмысленно, получается хорошо. Иногда это единственный способ спасти охраняемый вид.

У нас есть пример, на мой взгляд, уникальный. В регионе встречается редкая орхидея – дремлик темно-красный. Она занесена в областную Красную книгу. В XIX веке ее находили всего в трех-четырех точках. После 1940-х годов она фактически исчезла. Доцент Калужского государственного университета Наталья Владимировна Воронкина в 80-х годах прошлого века обнаружила этот вид на отвалах известнякового карьера – для орхидных очень благоприятное место. Мы туда с ней выезжали. Численность популяции росла, нашли мы его и на окрестных карьерах. При этом в природных местах обитания он не восстановился.

Однако собственники решили продолжить работу на карьере. Под угрозой оказалось существование самой большой в России популяции данного краснокнижного вида. Мы обратились в областное министерство природных ресурсов. Оно связалось с руководством карьера. Было решено пресадить дремлик. Руководство карьера выделило для этого средства, на две недели приостановили работы, пока не пересадили дремлик на отвалы других карьеров. Несколько лет мы наблюдали за растениями. Считается, что у орхидных приживается только треть при пересадке, здесь так и получилось. Это замечательный опыт реинтродукции, но окончательно будет понятен его результат только через несколько лет.

Захотели мы как лучше…

– Хочется вернуться к зеленым «оккупантам». Какие еще виды растений вызывают особую тревогу?

– Клен ясенелистный распространяется по долинам Оки, Жиздры. Местами он образует заросли, под которыми никакие растения уже не растут. К агрессивным чужакам я бы отнесла ясень пенсильванский. О нем много говорили в связи с таким вредителем, как златка.

Я наблюдаю, как активно распространяется недотрога мелкоцветковая. Она добралась до нас из Гималаев. Теперь пошла по соснякам у городов, и, мне кажется, под ее натиском уходят черника, брусника и все наши традиционные ягоды. Ее расселению способствует замусоривание.

Еще один вид, на который нужно обратить внимание, – ирга колосистая. Ее сажали на дачах. Но расселяется она из массовых посадок. В Калужском городском бору ее высадили аллеей к старому лесничеству. Но в северной части бора она образует сплошные заросли под соснами.

Козлятник восточный сейчас рекомендуют к посадкам как медонос. Он очень устойчив к нашим вредителям. В итоге остается в поймах рек и выживает оттуда все. Куда лучше привычный клевер и луговое разнотравье.

Почти все, что мы сейчас наблюдаем как чужеродные агрессивные виды, мы раньше посадили своими руками. Хотели как лучше – получили как всегда. Массовые посадки чужеродных видов надо ограничивать. Но есть надежда, что, пройдет еще полвека, и эти растения встроятся в наши сообщества. Такое неоднократно происходило. Ракита, или ива хрупкая, была завезена в Россию из Турции в XVIII веке для украшения усадеб. Сейчас она у всех рек растет и воспринимается как родная. Природа в своем котле многое может переварить. Но хотелось бы в такую катастрофу, как с борщевиком и люпином, не попадать.

Букет

– Не могу не спросить про ландыши: можно их собирать или нет?

– Большого вреда те, кто собирает цветы, ландышам не наносят. Они размножаются вегетативно. У них на 20 листьев один цветонос. Сейчас он даже из лесов вышел в долины рек и чувствует себя очень хорошо. В Красную книгу это растение не занесено.

Но посыл не рвать красивоцветущие растения, в сущности, правильный. Много видов, которые можно уничтожить, срывая цветы. Так, например, нельзя поступать с орхидными, которые размножаются семенами. Если срываете побег с листьями, то на второй год он еще найдет силы зацвести, а на третий – уже погибнет.

В букеты лучше собирать то, что растет в изобилии или вегетативно размножается. Хотите попробовать вырастить редкий дикорос на даче – сажайте семенами. Массовые виды можно попробовать пересадить. Знание биологии позволяет решать и локальные вопросы, и глобальные.