Браво, маэстро!
17.05.2019
Чтобы послушать знаменитый оркестр Мариинки и, конечно, увидеть маэстро за работой, калужская публика атаковала Концертный зал филармонии за два часа до концерта. И все равно девятисотместный зал не смог вместить всех желающих услышать шедевры мировой классики в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением дирижера и художественного руководителя народного артиста России Валерия Гергиева.В этом году фестиваль проходит в восемнадцатый раз, и, наконец, его услышала центральная Россия и Калуга. Маэстро Гергиев признался, что впервые побывал в Рязани и Твери, за Калугой последует Тула. Перед концертом нам удалось расспросить известного дирижера о том, какая музыка выбрана им для калужского зрителя.
- Во всех программах фестиваля, в каждом городе она своя, доминирует русская музыка. Она - главное оружие нашего молодого коллектива. И, я считаю, в наше благополучное время она еще более необходима, чем когда-то. Мы показываем русских композиторов. Например, замечательные сочинения Сергея Рахманинова. В Калуге мы сыграем его «Симфонические танцы» - произведение, которым восхищаются миллионы людей во всем мире. Оно пронизано любовью к Родине в тревожное время войны.
В Калуге Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева прошел впервые, хотя сам маэстро не раз бывал в нашем городе и отмечал, что он оставляет у него самые хорошие впечатления.
Виртуозная игра одного из самых известных и самых гастролирующих оркестров России не оставила равнодушной калужскую публику, готовую слушать великую музыку, даже стоя и сидя на ступеньках амфитеатра. Зал взрывался аплодисментами. Блистательный коллектив исполнил сказочные мелодии Дебюсси, Глиэра, знаменитое «Скерцо» Мендельсона. И, конечно, совершенно потрясающе прозвучали в исполнении петербургских музыкантов «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова.
Оркестровая сюита в трех частях была создана в непростое для мира и самого композитора время, когда фашизм начал свое гибельное шествие по Европе, и завершена в 1940 году. Это последнее произведение композитора. В «Симфонических танцах» слышны мотивы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», мотивы церковной музыки и, несомненно, тревога за судьбу России, от которой Рахманинов был в то время далеко. Лето 1940 года композитор провел недалеко от Нью-Йорка, в Хантингтоне. Здесь он в небывало короткий срок создал свое последнее симфоническое сочинение. Сначала ритмично вступают скрипки, затем им вторят кларнет и фагот как предчувствие разворачивающейся драмы. Экспрессивную мелодию сменяет лирическое звучание деревянных инструментов, напоминающее протяжные русские песни. Здесь публика может слышать и арфу, и колокольцы, что подчеркивает истинно русскую мелодию. Вторая часть – вальс, распевы скрипок и легкие пассажи флейт. Музыка томлений и грез. Третья часть полна скорби, мрачных нот, страха перед ужасами войны. Мерные удары колокола, как метроном, отсчитывающий последние минуты жизни. Но жизнь не сдается – музыка зовет на борьбу и побеждает.
Губернатор области Анатолий Артамонов поблагодарил маэстро Гергиева за приезд, выразив надежду, что такие концерты в Калуге будут чаще:
- От имени всех калужан выражаю благодарность за этот замечательный подарок, приуроченный не только к Пасхальным дням, но и к празднику Великой Победы. Спасибо, что вы нашли время, чтобы ещё раз показать высокое искусство любителям музыки и жителям Калужской области.
Глава региона также поздравил дирижера с прошедшим в начале мая днем рождения и вручил ему памятный подарок.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.