29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Хозяйка тюремного замка

08.09.2021
Она считает, что её проект может стать достойным туристическим объектом. Инициативу поддержала администрация района.

Идея на миллион

– Светлана Петровна – местный житель, обладатель тюремного замка, – так Шорохова представилась в первую секунду знакомства.


Стоит ли говорить, что после такой самопрезентации глаза у нас загорелись и любопытство зашкалило!

Знакомство состоялось во время пресс-тура в Боровский район, который управление развития туризма регионального министерства экономики организовало для калужских журналистов и представителей туристических фирм.



Первый объект показа – ресторанно-гостиничный комплекс «Жемчужина». Сюда приезжают на ночевку паломники боровских храмов и командированные, которые работают на предприятиях города. Хозяйка и владелица отеля Светлана Шорохова рассказала об условиях проживания и поразила нас коллекцией кукол (сама собрала 400 эксклюзивных экземпляров), объединив их в музей при заведении.

Всю эту информацию мы взяли на заметку и отправились на другой объект. Но и там увидели Светлану Петровну, почему-то она ожидала нас у здания-развалюхи. Однако развалюха оказалась с сюрпризом! И вот здесь-то мы узнали об участии Шороховой в восстановлении этого заброшенного участка вместе со зданием бывшей царской тюрьмы 1866 года постройки. Но, чтобы восхититься ее трудами и вложениями, надо узнать историю этого объекта.

От Екатерины до Светланы

В документе этот комплекс в Боровске на улице Берникова, д. 62, 64, 66, обозначается как «Ансамбль тюремного замка: здание тюрьмы с церковью, западный дом тюремщиков со службами, восточный дом тюремщиков со службами 1866 года». По легенде, Екатерина II приказала построить в России девять тюрем, да так, чтобы архитектура зданий соответствовала каждой букве ее имени. Боровску досталась буква «Т». Между крыльями Т-образного здания тюрьмы были устроены дворы для прогулок заключенных. В здании тюрьмы работала церковь. Знатоки говорят, что в свое время здание было самым красивым в городе.



После революции тюремный замок стал называться Боровским уездным исправительно-трудовым домом при губернском управлении местами заключения НКВД СССР. В здании тюрьмы осталось 25 камер для заключенных. В середине 30-х годов тюрьму перепрофилировали в жилой дом. В него заселяли ударников производства ткацкой фабрики «Красный Октябрь» – каждому предоставили по камере-квартире.

И это было в те годы высшей наградой – обладать отдельной квартирой. С жильем-то было трудно, а на предприятие работать приезжали деревенские жители без кола и двора. Здание тюремного замка переименовали в «Дом ударника». Приспособление зданий под квартиры вызвало перепланировку этажей, в частности, было расчленено перегородками помещение церкви.

Так бы и жили здесь боровчане, если бы в 2012 году не начала действовать программа по расселению из ветхого и аварийного жилья. Дом опустел, зарос травой, вандалы растащили из него все, что представляло хоть какую-то ценность. Плюс к этому здание два раза горело. В таком плачевном состоянии этот объект культурного наследия стоял бы вечность, если бы не Светлана Шорохова.

– Многоуважаемая Светлана Петровна спасает это уникальное здание, – рассказала нам руководитель отдела культуры боровской администрации Ирина Башкирева. – Мужественный человек. И она ждет идеи по восстановлению. Предлагайте.


И повалит к нам турист

Шорохова готова к любому диалогу, тем более если он будет построен на профессиональном уровне. Но и сама кипит идеями. В этом ей помогают знания, которые она получила в двух вузах – строительном и архитектурном. Образование инженера-строителя и архитектора помогает ей на равных говорить с теми, кого она нанимает в качестве работников по реставрации-реконструкции объекта. Иногда даже приходится спорить, категорически отстаивая свою точку зрения. Это касается штукатурки зданий комплекса. Светлана Петровна против, хотя некоторые специалисты настоятельно рекомендуют.

Теперь эта земля и все строения – в ее частной собственности (1400 квадратных метров – площадь здания и еще 200 квадратных метров территории вокруг него), а посему нужно считаться с идеями, которые предлагает Шорохова, по превращению замка в то, что она задумала.

— Все это было бесхозным. В сентябре 2020 года я приобрела этот объект, и теперь он в моей частной собственности. Я очень люблю Боровск и его историю и хочу сделать здесь достойный туристический объект – гостинично-ресторанный комплекс. Думаю, мне это удастся, – рассказала она нам. – Здесь будет 10 гостиничных номеров в креативном стиле. Восстановлю интерьер тюремных камер и квартир, как они выглядели в 1868, 1917, 1970, 1990 и 2015 годах. Сохранились фотографии. Кроме того, я нашла очень интересный архив. Это документы 1870 года – полное описание тюрьмы, где и что располагалось: карцеры, церковь, парикмахерская, ламповая. По этому описанию я и хочу восстановить внутреннее убранство здания.


У меня здесь будет размещена большая коллекция шахматных фигур. Я уже собрала 60 различных экземпляров из гранита, дерева, ниток, хлебного мякиша. Планирую к будущему лету проводить здесь экскурсии. Основная работа сделана три недели назад – это подводка газа для отопления. В восстановление уже вложено 15 миллионов, а в целом необходимо, по моим подсчетам, 45 миллионов рублей. Для меня этот проект очень интересен тем, что я знаю, что в Боровск едут люди посмотреть что-то необычное. Я готова их сюда привезти и показать.

На вопрос журналистов о субсидиях на восстановление памятника или о льготном кредите, Светлана Петровна ответила так:

– Никаких субсидий не было, и кредит брала не под льготные проценты. Я привыкла рассчитывать только на себя!


Светлана Петровна надеется, что ее «Тюремный замок» будет интересен для посещения туристов со всей страны. К слову, со смотровой площадки, которую Шорохова планирует сделать на веранде третьего этажа (а мы там уже побывали), видна панорама Боровска и пять его храмов. На этой же площадке планируется ресторан, где по задумке хозяйки, будут подавать кофе 3D.


Фото автора.