«Не стала бы врачом, если бы сама не болела в детстве»
08.04.2022
Марина Титова - любимый педиатр мам из Козельского района. Помимо своей врачебной квалификации она славится тем, что может найти подход к любому, даже самому капризному малышу. Но не все знают, что наша героиня связала жизнь с медициной потому, что ее очень долго, с младенчества, преследовали недуги. Именно это сделало Марину Аполлинарьевну восприимчивой и внимательной к детской боли.
Трагические обстоятельства
Марина получила травму в детстве, когда ее уронила нянька.
- У нее случилась эпилепсия, - рассказывает Марина Титова. - Я упала в погреб, который по стечению обстоятельств был открыт. Получила перелом тазобедренного сустава, а со временем на этом месте развился туберкулез кости.
Родители отправили девочку в костнотуберкулезный санаторий, который находился в Ясной Поляне. Титова вспоминает, что, пролежав там семь лет, приехала домой абсолютно дикой. Удивлялась всему, даже тому, что младшая сестра могла бегать - Марина в санатории привыкла видеть только лежачих детей.
Нога девочки по-прежнему была короче другой на 18 сантиметров, и в 1969 году, когда ей было 14 лет, она попала в крымский санаторий. Там ей сделали операцию и удлинили конечность.
- Сустав у меня полностью сгнил, и его заменили сначала на собачий, который не прижился, а потом на металлический. С ним и хожу. Он не гибкий, поэтому могу сидеть только на краешке стула, - поясняет женщина.
Испытания привели в профессию
В санатории она провела четыре года, там же училась, сдавала экзамены. Выписалась, как вспоминает Титова, «худющая, в корсете и на костылях». Ей велели год лежать в гипсовой кровати, которую сделали слепком с ее тела. Спать в ней нужно было строго на спине. Но Марина, не выдержав год, выкинула гипс и стала жить без него. Не доносила и корсет на ноге.
- И нога сразу поднялась на 8 сантиметров. Ходить тяжело. Сейчас у меня даже дома здоровая нога - в тапке, больная - в туфле с каблуком. Стоит надеть одинаковую обувь, меня перекашивает, - продолжает собеседница.
Еще в санатории она поступила в Симферопольский медицинский институт. Вернувшись домой, перевелась в смоленский вуз. Как признается Марина Аполлинарьевна, если бы не болезнь, она стала бы учителем - в семье во всех поколениях были педагоги.
И медик, и педагог
Когда поступала в институт, хотела, конечно, быть ортопедом. Но ей отсоветовали: это тяжелая профессия, у операционного стола приходится стоять по нескольку часов. Тогда она выбрала педиатрический факультет.
- Все ходили на танцы, занимались спортом, а мне нельзя. И я подумала: дай-ка поступлю еще в пединститут. Так заочно и выучилась на учителя русского языка и литературы, - рассказывает Марина Аполлинарьевна.
По окончании медицинского вуза им, краснодипломникам, предложили на выбор десять мест, где они хотели бы жить и работать. Но Титова стремилась только домой - на стекольный завод.
Главное - душа
Много лет назад была у молодого врача попытка уйти из медицины. Тогда у нее в больничной палате умер ребенок.
- Это случилось впервые в моей жизни. Девочка, цирроз печени. А я ведь пришла в профессию 23 лет от роду, смерти практически не видела. Очень расстроилась, очень… Написала заявление об увольнении и сразу еще одно - о приеме на работу в школу, - вспоминает Титова.
Но Валентина Волкоедова, директор сосенской школы, куда собиралась пойти Марина Аполлинарьевна, порвала заявление. Ее позиция была твердой: Титова должна остаться в медицине. По словам моей собеседницы, она до сих пор благодарна за это: уж очень любит свою профессию.
Марина Титова работает уже много лет, больше сорока. Ее характеризуют не только высокая квалификация, опыт и умение общаться с детьми и родителями. Главное, что делает этого доктора уникальным, - она тонко может понять настроение, страхи ребенка, распознать малейшие симптомы болезни, потому что сама преодолела так много испытаний в жизни.
Марина ТИТОВА:
- Отработала я уже 44 года. Все порываюсь уйти на покой... А зачем? В душе - молода, сохранила отличную память.