3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Как вуз стал драйвером роста

21.06.2019

   Отвечая на запросы области

    – Максим Анатольевич, в эти дни мы празднуем 75-летие образования области. Какую эволюцию вместе с ней прошел вуз?

    – Он всегда соответствовал уровню развития области – не экономическому, а цивилизованному. Соответственно, вначале появился педагогический институт, выполнявший, как и в других регионах, роль гуманитарной образовательной составляющей и отвечающий за подготовку соответствующих кадров – учителей, работников культуры, социальной сферы. В советское время уровень влияния высшего образования в регионах был относительно невысок. Все 50 – 70-е да и отчасти 80-е годы наш педагогический институт был поставщиком кадров для гуманитарной сферы.

    Ситуация изменилась в 90-е годы, когда в стране ослабло государственное регулирование высшего образования. Мы получили статус педагогического университета, однако качественного рывка не произошло – отчасти по вине самого вуза, отчасти по вине области, которая не увидела в нем драйвера роста.

    Его увидят позже, в начале 2000-х. Тогда университет превращается в некий социально-культурный феномен, как результат совместных усилий региона и вуза. Он уже не только место подготовки профессиональных кадров, это место, которое генерирует события, занимается развитием науки. Мы стали быстрее и активнее отвечать на запросы области в сфере высшего образования, открывая новые направления подготовки. Например, не так давно у нас появилась медицина, а в прошлом году уже был первый выпуск. Открылось архитектурное направление. Сейчас к нам обратилась электросеть с просьбой начать подготовку электроэнергетиков. Я думаю, мы сможем открыть такое направление подготовки года через полтора. Университет важен для области тем, что его присутствие начинает сказываться практически на всех сферах экономики и жизни.

   Растёт количество абитуриентов

    – Буквально вчера началась приемная кампания в университет. Какие ожидания вы с ней связываете?

    – Меня радует, что у нас растет количество бюджетных мест, это говорит о высоком качестве обучения. На этот год мы получили 866 мест для бюджетников, на 20-й год будет 920. Причем они впервые появились на архитектурном направлении.

    Абитуриенты охотно подают заявления на медицинское отделение. Очень популярна стала педагогика, в том числе начальное образование. Я это связываю с политикой, которую проводят федеральное и областное министерства образования, улучшая условия работы педагогов. Большое количество заявлений подается на следующие направления: химию, биохимию, биоинженерию, фармацевтику. Ребята чувствуют, что с этими специальностями найдут себя после окончания университета.

   Новые направления подготовки

    – Какие новые направления подготовки открываются в этом году в университете?

    – Мы открываем набор на специальность «Биоинженерия и биоинформатика», направление подготовки бакалавриата «Управление персоналом», «Сервис» и «Физическая культура и спорт».

     В 2018 году университет получил лицензию на ведение образовательной деятельности по программам магистратуры «Экономика» и «Юриспруденция» и государственную аккредитацию по специальности «Лечебное дело». Сейчас готовим документы на лицензирование программ ординатуры по хирургии, терапии и онкологии.

   Учёба на экспорт

    – Университет принимает какое-то участие в реализации национальных проектов?

    – Самое непосредственное. Например, сами для себя мы уже решили проблему цифровизации, оснащены самым передовым техническим оборудованием. У нас есть востребованное направление «Информатика» и ряд направлений, связанных с ней. Мы готовы к технологическому прорыву.

    Университет принимает активное участие в реализации государственного проекта «Экспорт российского образования». Увеличивается количество иностранных студентов – их уже 159 из стран Африки и Азии. На старших курсах обучаются студенты из Колумбии, Йемена, Эфиопии, Латвии, Болгарии, стран бывшего Советского Союза.

    Университет уделяет большое внимание вопросам международного сотрудничества. У нас заключены соответствующие договоры с университетами Китая, Вьетнама, Франции и стран СНГ, которые предполагают обмен студентами, совместную научную работу и публикационную деятельность.

    Мы проводим международные научные конференции с участием тех университетов, с которыми сотрудничаем. Вообще в последний год уровень таких мероприятий серьезно вырос. Например, наши конференции «У истоков российской государственности», «Ягужинские чтения», а также посвященная Великому стоянию на Угре хорошо известны коллегам в России. Сейчас задумали впервые провести научную конференцию, посвященную взаимоотношениям Европы и России в XVII веке.

   Образование как идея

    – Калужский университет в разное время закончило много замечательных людей, а среди выпускников новейшего времени – даже вице-премьер федерального правительства и губернатор…

    – Это только доказывает высокий уровень образования. Я всегда говорю тем, кто поступает в университет: не старайтесь стать кем-то после обучения, приходите сюда за образованием как за идеей. А это умение учиться, анализировать, ставить цели и двигаться к их выполнению. Плюс получение основательного фундамента в виде лучших образцов культурного наследия человечества. Тем более каким-то одним образованием сейчас сложно обойтись. Самое главное, чтобы первое было хорошим. А за ним приходите к нам.