19 мая, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Мечтательная «Чайка»

08.12.2022

Премьера пьесы «Чайка» в ее привычном исполнении состоялась в 1896 году. И спустя 100 с лишним лет она абсолютно не утратила актуальности. Воспитанников мастерской Бориса Морозова 5 декабря радушно встретил областной драматический театр. Калужане смогли насладиться творчеством московской труппы в рамках проекта «ГИТИС в Калуге». Режиссером постановки стала Татьяна Морозова, которая, к слову, сама является выпускницей ГИТИСа. У нее получилось, выражаясь словами самого великого русского драматурга, передать смысл написанных в пьесе строк через живые лица. Ведь Чехов еще в конце XIX века заклинал, что «надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Наверное, именно этой добродушной и откровенной мечтательностью и подкупили молодые актеры калужского зрителя.


Казалось бы, всем известный сюжет и действующие лица, но какое оригинальное прочтение! В чем новаторство? В смещении приоритетов. Особое внимание в спектакле уделяется тяжелой судьбе богемы — творческих людей, чья жизнь, внешне блестящая, на самом деле не всегда радостная и счастливая. Искреннее творчество и настоящая любовь, как и в жизни, идут рука об руку в чеховской неоклассике. Однако иногда сердечные чувства могут привести к роковым ошибкам.

Актеры оставляют на размышление зрителей глубокий философский вопрос: неужели талант достоин восхищения лишь после смерти? Начинающий артист и режиссер Константин Треплев закрывает свое пианино навсегда, не в силах вынести критику общества и предательство любимой. В погоне за новыми формами он осознает, что сила не в любви вовсе, а в понимании. И, не найдя его, герой уходит из жизни.

– Я поступила в театральный институт, так как считаю, что могу помочь людям через эту профессию. Уверена, что искусство вселяет в людей надежду и веру, помогает справиться с проблемами и обрести мечту, – поделилась Анна ВИНОГРАДОВА, сыгравшая одну из ключевых женских ролей - Ирину Аркадину.

И хоть обе девушки - актрисы, в них нет ничего общего. По словам Анны, ее героиня ей совсем не близка. Однако она всеми силами оправдывает женщину, на долю которой выпала смерть собственного ребенка.
В спектакле много символов и, говоря словами Чехова, «эффектов». Это и живая современная музыка, и необычное освещение, и поглощающий все вокруг дым, а также постоянное взаимодействие со зрителями. Вот так, без сложных декораций и костюмов, молодые актеры ГИТИСа завоевали сердца калужских зрителей, подкупив простотой.

– В этой пьесе нет главных ролей. Влияние каждой личности решающее. Актер привносит в любую роль частичку себя. Трактовка произведения у нас иная, не как у Антона Павловича. Художественное решение и замысел режиссера отразились на главных персонажах, они «деформировались», стали более современными,  – отметил 20-летний Владимир ПЛЕТНЁВ, который предстал перед калужанами в образе 55-летнего акушера-гинеколога Евгения Дорна.

По реакции зала и шквалу аплодисментов можно считать, что диалог между артистами и зрителями состоялся. Каждому из присутствующих удалось, словно под микроскопом, рассмотреть душу главных героев, прочитать их мысли, найти в них что-то родное. И все это было подано под флером и с ароматом старых книг, театрального закулисья и свежести русской деревни.