2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Как умирают деревни

17.03.2023

Никогда не бывали в недавно опустевшей деревне? Еще крепкие дома с забитыми окнами, а забор уже скрывают сорняки, которым пришлась по вкусу жирная земля бывших огородов. Лес все ближе подходит к зданиям – год-два, и останется только память о том, что здесь когда-то жили люди… Горькое чувство. Почему умерла деревня? И можно ли было ее спасти?


Мечты…



Покровск – административный центр сельского поселения из 12 населенных пунктов в Козельском районе.  Не самого маленького - сегодня в них проживают 282 человека, а летом численность возрастает примерно в полтора раза.  Деревня нас встречает приветливо: машина весело бежит по не слишком ровной, но почищенной от снега дороге, в сумерках тоже не заплутаешь – везде есть уличное освещение. Видно, что местные власти стараются, работают. Вот чуть в стороне - детская площадка. Через живописную речку Клютому оборудован аккуратный пешеходный мостик, соединяющий деревни Покровск и Слепцово. 

Здесь и зимой чудесно, а когда наступит лето – вот где благодать! Живи да радуйся местным красотам. А если организовать отдых с рыбалкой на Клютоме, катание на лошадях по живописным окрестностям…





… и реальность


Но приехали мы не мечтать и не природой любоваться. Местный житель Анатолий Чубаров прислал в редакцию письмо, где жаловался на качество воды – желтая, с неприятным запахом. Правда, на момент нашего визита ситуация нормализовалась - проблему с водой сотрудники «Калугаоблводоканала» решили оперативно. Вот только и.о. главы сельской администрации Елена Гусакова не уверена, что она не возникнет снова.  

- Три года назад в Покровске поставили станцию очистки воды, - объясняет Елена Гусакова. - Но сами водопроводные сети остались старые, им около полувека, достались нам в наследство от колхоза. Они часто выходят из строя и нуждаются в замене, иначе аварии будут происходить регулярно.

И это не единственная проблема поселения. В деревне нет газа, и ждать его, по словам Елены Гусаковой, еще года два. Своя автономная котельная на угле только у местной основной школы. Поэтому жителям приходится отапливаться дровами, заготавливать их самим (особенно пенсионерам, которых здесь большинство) тяжело.

Нет здесь и ФАПа – о бывшем медпункте напоминает только здание с заколоченными окнами.

К уже перечисленным проблемам добавляются еще и плохие дороги: как к самому Покровску, так и к деревням, входящим в поселение… 

А ведь еще 13 лет назад в Покровске размещалась центральная усадьба колхоза «Заря коммунизма» и жизнь здесь кипела. В 2007 году хозяйство обанкротилось, недвижимое колхозное имущество перешло в муниципальную собственность, а вся сельхозтехника и скот были распроданы. Новые инвесторы на смену колхозу не пришли. 

Молодежь, окончившая местную школу, не имея возможности найти работу, в поисках лучшей жизни потянулась в города. Закрылись медпункт, клубы в двух деревнях, детский сад... 

- После банкротства колхоза одна из 12 деревень уже полностью обезлюдела, - сетует бывший секретарь парткома колхоза «Заря коммунизма» Виталий Майков. – Места здесь раздольные, земля заждалась хозяев. Будет горько, если деревни в этом поселении в скором времени опустеют. Чтобы не дать окончательно умереть селу, надо ему помочь. 

Замкнутый круг


А как помочь? Решение всех проблем упирается в финансы, а бюджет этого поселения чуть более двух миллионов - капля в море!

В регионе действует целевая программа «Комплексное развитие сельских территорий», по которой можно было бы решить вопрос и с ремонтом дороги, и с заменой водопроводных сетей, и со строительством сельского клуба. Но… 

Как пояснила курирующая эту программу заместитель министра сельского хозяйства области Наталья Огородникова, прием заявок на будущий год завершен 1 марта. Да и перспектив на участие в программе у Покровска практически нет. Заявки рассматриваются и утверждаются в Минсельхозе России, а сельское поселение «Деревня Покровск» не соответствует многим критериям. Одно из главных препятствий – отсутствие инвесторов. А кто захочет приходить на неперспективную территорию без газа, с плохими дорогами и ветхим водопроводом?

Единственный инвестор на территории этого сельского поселения – сыроварня «Иван да Марья» в деревне Слепцово. Но предприятие это небольшое, семейное, проблем не решит. 

И что в сухом остатке? На газификацию и ремонт дорог нет средств, потому что нет инвесторов. А инвесторов нет, потому что нет развитой инфраструктуры. Круг замкнулся: медленно, но верно поселение приходит в упадок...

В советскую эпоху был такой термин – «неперспективная деревня». Под это определение относили тогда тысячи маленьких сел с населением, состоящим из пенсионеров. Увы, такой подход сохранился и до наших дней. Финансы идут сюда по остаточному принципу или не идут вовсе. Пенсионеры, которые всю свою жизнь посвятили тяжелой работе в колхозе, тоже стали неперспективными: репродуктивный возраст ими давно пройден, они ничего не производят, только потребляют. И больно им сейчас видеть, как родные деревни вымирают, а они не в силах их спасти. Думается, что на федеральном уровне необходимо менять подход к развитию таких небольших сельских поселений, пока мы их окончательно не потеряли. С утратой этих деревень очень многое безвозвратно потеряет и вся Россия. 

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.