29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Инвестор крупнейшего проекта предоставлен сам себе

23.11.2018

Проверка на морозостойкость

Зима 2017/18 года заявила о себе с опозданием, лишь во второй половине февраля ударили первые настоящие морозы. Но Калужская энергосетевая компания, несмотря на многомиллионные долги за поставленное тепло, всё-таки сумела подготовить своё хозяйство к отопительному сезону. Но без ЧП всё равно не обошлось. 22 февраля в диспетчерскую КЭСК поступил сигнал из Балабанова-1 (военный городок) о том, что часть этого микрорайона осталась без тепла при 20-градусном морозе. Как выяснилось позже, аварийная ситуация на теплосетях была устроена каким-то «шутником», который ночью самовольно перекрыл вентиль подачи в трубы горячей воды. В сети не поступала горячая вода (+95 град.), в результате около двухсот метров труб вышли из строя. Эта коммунальная провокация была совершена ночью 21 февраля, лишь спустя 16 часов потребители, оставшиеся без тепла (военное общежитие, казармы), забили тревогу. Аварийная бригада КЭСК выехала немедленно, ремонтники, сменяя друг друга, меняя залитую водой одежду, которая моментально покрывалась коркой льда, устраняли эту аварию. В общей сложности было заменено двести метров размороженных труб.


Михаил Потапенко, генеральный директор ООО «КЭСК»:
- Решение о принятии нашей компанией объектов теплоснабжения в Балабанове было для меня непростым, понимал, что проблем будет немало. Взять хотя бы протяжённость городских теплосетей: по паспорту она составляет 11 километров, а в реальности – 44. Но все проблемы были бы решены, если бы не колоссальные неплатежи, которые не позволяют нам нормально развиваться, ставят под угрозу вопросы подготовки к зиме. А бесконечные суды по неплатежам не приносят желаемого результата. Неплатежи влияют и на рост тарифов. Сегодня по Балабанову тариф за 1 Гкал тепла с НДС составляет 2,497 тыс. рублей. А ведь на капитальный ремонт теплосетей и расчёт с поставщиками энергоресурсов мы тратим десятки миллионов.


Улетающее тепло

Общие долги КЭСК приближаются к 90 миллионам рублей. Причём основные неплательщики отмечены в муниципальном жилом фонде, сдаваемом в соцнайм.
Но кроме долгов есть ещё и значительные потери тепла. На наружных сетях нередко приходится видеть такую картину: изоляция труб разодрана, вокруг валяются пустые бутылки, а тепло улетает в небо. Причём инвестору приходится выплачивать немаленькие штрафы за такие вот потери тепла. Но результат остаётся прежним: сегодня бригада восстанавливает изоляцию на сетях, а через пару дней бомжи или местная молодёжь её вновь срывает, чтобы погреться на оголенных трубах. Это не только потери тепла, но и средств инвестора, которые в конечном итоге ложатся на тарифы.

Концессионное неравноправие

Если обратиться к роману «Двенадцать стульев», то роль Остапа среди двух концессионеров будет принадлежать ООО «КЭСК», которое, как и великий комбинатор, выполняет всю работу по доставанию заветных стульев (в случае КЭСК – это тепло). А Киса Воробьянинов (администрация г. Балабанова) лишь наблюдает за действиями Остапа. Более того, порой действия или бездействия городской администрации даже мешают работе КЭСК. Вот лишь некоторые примеры. Прошедшая реконструкцию котельная на улице Коммунальной находится на территории, которую ранее занимал городской МУП ЖКХ. Газовая котельная является объектом повышенной пожароопасности. По нормативам через ворота на территорию котельной должны свободно проезжать две пожарные машины. Но сейчас едва ли и одна протиснется: вся территория и въезд заскладированы стеллажами с керамической плиткой, разбитыми автомашинами городской администрации и строительным мусором. Старая неэксплуатируемая труба котельной не демонтирована. На других реконструированных и вновь построенных котельных старые трубы также ждут своего демонтажа или обрушения после ближайшего урагана.


Михаил Иванов, заместитель главы администрации г. Балабанова:
- С приходом ООО «КЭСК» в тепловом хозяйстве города наступила стабильность. Теплосети приводятся в порядок, строятся и открываются новые котельные. Все возникающие проблемные вопросы мы стараемся решать оперативно и сообща. Но скопившиеся в течение многих лет проблемы нельзя решить в одночасье. А некоторые вопросы вообще находятся за пределами компетенции администрации города.


На стабильность работы теплосетей в Балабанове влияет и водоканал, который за минувшую зиму, по словам Михаила Потапенко, 14 раз отключал подачу воды от различных микрорайонов города. Но теплоснабженцам без воды – ни туды и ни сюды. Поэтому на всех котельных создан аварийный запас воды. И с энергетиками дело обстоит не лучше. Чтобы избежать аварий в теплосетях во время отключений электроэнергии, на всех котельных установлены автономные электрогенераторы. Всё это – тоже дополнительные, непредусмотренные затраты инвестора, которые утяжеляют тариф.
Такие важные проекты в сфере ГЧП, безусловно, необходимы, но и помощь в их развитии от второй концессионной стороны также нужна. Не на словах, а на деле. Очевидно, что если инвесторов будут оставлять один на один с многочисленными проблемами, то желающих принять участие в частно-государственном партнерстве будет немного.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.

В газете этот материал опубликован под заголовком  "Нерезультативный консенсус"