18 мая, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Между ремеслом и искусством

25.04.2024

Редко кто из гостей города не поинтересуется: «А где у вас купить тарусскую керамику?» О местном гончарном производстве, десятилетиями хранящем традиции художественного промысла, слышали многие. Для Тарусы, города художников, это признанный народный бренд. Местные керамические изделия — полностью ручная, штучная работа. Создают эту красоту настоящие подвижники, талантливые и трудолюбивые люди.

Спасибо работникам предприятия, тем, кто стоял у его истоков и в разное время его развивал. А самое главное — спасибо тем, кто сегодня работает с нами. Это люди, которые остаются преданными народному художественному промыслу, своим трудом и творчеством помогая нашему производству жить и работать дальше.

Евгений СИТНИКОВ.

Ручная работа

Несмотря на трудности, которые сегодня испытывают многие предприятия художественных промыслов, здесь сохранен работоспособный коллектив. Сегодня на «Тарусском художнике» во главе с его гендиректором Евгением Ситниковым работает 12 человек, по одному специалисту на каждый этап производства.
В фирменном магазине, который находится прямо на территории предприятия, на полках красуется глиняная посуда и сувениры. От разнообразия глаза разбегаются! В сезон, когда подъезжают туристы, народная тропа сюда не зарастает - спросом пользуются и сувенирные тарелки с тарусскими гусями, и шикарные формы для запекания, и глиняные кружки, из которых чай кажется еще ароматнее. Зайдет человек, возьмет приглянувшийся горшочек, подержит его в руках и ощутит тепло — так действует древняя гончарная магия. 

Украшают посуду традиционные растительные орнаменты — цветы, листья, ягоды и фрукты. Блестит глазурованными боками керамика с узорами. Мастера делают и прорезной декор — узор процарапывают на поверхности, потом изделие лощат (полируют), а в рисунок забивают цветные глазури. Старинный способ обработки гончарных изделий – чернолощение, когда сырую посуду до блеска натирают черной глиной еще до обжига, здесь тоже возрожден. 

Для керамики используют отечественное сырье, глину привозят из Орловской области. Абсолютно все этапы ее рождения - формовка на гончарном круге, лепка, литье и формование в тяжелых гипсовых формах и, наконец, изящная роспись — полностью ручной труд. 

Как это было

История гончарного предприятия началась, когда Тарусский завод бытовой химии преобразовали в экспериментальный завод НИИ художественной промышленности. Приказ был подписан 30 апреля 1974 года. На основе местной традиции был разработан технологический цикл, в городе появились новые рабочие места, будущих мастеров готовили в тарусском профессиональном училище. 

Завод задумывался как научно-исследовательская база — искусствоведы, художники, мастера разрабатывали образцы, чтобы внедрять их по всему Советскому Союзу. В Тарусу приехали по распределению выпускники лучших художественных училищ страны - Мухинского, Абрамцевского, Кунгурского. Занимались здесь не только керамикой. Экспериментальный завод выпускал прекрасную резьбу по камню и дереву, роспись, художественную ковку металла, платки-батики. В конце 80-х годов прошлого века производство достигло наивысшего расцвета.

А потом началась перестройка, экспериментальный завод стал самостоятельной единицей, переживал тяжелые времена (их и сейчас никак не назвать легкими), в итоге из всех цехов выжил только керамический - нынешний ООО «НХП-Тарусский художник», правопреемник предприятия.

Рождённые в огне

Художник Оксана Родионова в совершенстве владеет в том числе техникой художественно-кистевой росписи. Изделия расписывает глазурями и цветными ангобами на основе белой глины. В белый ангоб добавляет натуральный пигмент, чтобы рисунок выглядел объемным и живым, тона смешиваются на палитре. Красота требует навыка, а он у тарусских мастериц нарабатывался годами. Вместе с Оксаной на производстве много лет трудится ее коллега, художник Татьяна Чепурина. Пишет и по терракоте, и по черной глине — ее узнаваемые мотивы росписи называются «Гербарий» и «Яблоневый цвет». 

Очередная партия уникальной керамической продукции рождается в печи для обжига, где температура поднимается до 1100 градусов. Сюда изделия попадают после достаточно длительного процесса изготовления и обработки. Печь сутки набирает температуру, потом целые сутки остывает — за это время глина спекается и превращается в керамику, приобретая все положенные ей свойства. И каждое художественное изделие будет долго хранить тепло рук тарусских мастеров, его создавших.

Ольга КОЛЕНОВА.
Фото автора.