Живописец Невского
07.08.2025
В Мещовском районе, в природном парке «Междуречие Крапивенки», уже в 15-й раз прошел благотворительный фестиваль «Полюс тишины». Он примечателен не только тем, что ставит перед собой задачу восстановления и возрождения храма Илии Пророка середины XIX века с приделом иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», но и возвращает память о Василии Садовникове, 225-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Выставка его произведений с большим успехом сейчас идет в Русском музее в Санкт-Петербурге и по просьбам посетителей даже продлила свою работу.
Василий Семёнович Садовников родился в семье дворовых крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (1739 – 1837), послужившей прообразом старой графини в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Из подушной переписи податного населения по ревизским сказкам вся семья его отца была приписана к селу Месничи (Местничи) Мещовского уезда Калужской губернии, где близ Калуги также располагалась усадьба княгини Городня.
Специального художественного образования Садовников не получил. Вероятно, его старший брат Пётр Садовников (1798 – 1877) ученик знаменитого А. Н. Воронихина (1759 – 1814), несколько лет проучившийся в императорской Академии художеств на средства своей хозяйки и ставший известным архитектором, мог дать начальные уроки рисования младшему.
Самые ранние акварели Садовникова относятся к 1820-м годам и сделаны на даче графов Строгановых на Чёрной речке и в их усадьбе Марьино. В этот же период художник исполнял видовые рисунки для Общества поощрения художников и пробовал силы в литографии.
После смерти княгини Голицыной в 1838 году Садовников со своей семьей получил вольную. В том же году совет Академии художеств удостоил его звания свободного неклассного художника за акварельный перспективный вид Академической парадной лестницы с натуры. Произведение экспонировалось на выставке в Академии художеств, где привлекло внимание Николая I, который «весьма его хвалил» и назначил художнику аудиенцию в Аничковом дворце. С той поры художник занимается многочисленными императорскими заказами. В 1847 году он исполнил несколько акварельных видов Петербурга и его окрестностей для императорского подарка английской королеве, три из них находятся в Государственном Эрмитаже.
Художник работал до глубокой старости и умер в 1877 году. Был похоронен на не существующем теперь Митрофаниевском кладбище в северной столице.
Гений своего времени
– Василий Семёнович Садовников – один из самых известных русских акварелистов пушкинской поры и XIX века в целом. Его акварели хранятся во многих музеях России и за рубежом. Первая масштабная выставка художника в советское время, по сути открывшая его для широкой публики, состоялась в 1960 году в Государственном Эрмитаже, а из собрания Русского музея была организована в 2000 году к 200-летию со дня рождения мастера. В 2017 году Государственный музей истории Санкт-Петербурга представил свою коллекцию акварелей Садовникова в Петербурге и Москве и опубликовал полный каталог работ художника из своего собрания, – рассказывает заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Калужской области Алексей Никитин, который, кстати, является уроженцем Мещовской земли. – На нынешней юбилейной выставке Русский музей показывает в дополнение к своей коллекции несколько значительных произведений Садовникова из собрания других музеев, что позволяет ярко и многообразно представить творческий путь мастера.
Вид строящегося Исаакиевского собора со стороны Большой морской улицы, 1841.
По проспекту от дома к дому
Алексей Никитин отмечает, что Русский музей обладает самой большой коллекцией работ великолепного мастера. Здесь же хранится одна из двух сохранившихся живописных работ художника, а также гравюры, выполненные по его рисункам, в том числе знаменитая панорама Невского проспекта в Санкт-Петербурге.
– Она выполнена в 1830 – 1835 годах. Ее общая длина составляет около 16 метров при высоте изображения 15 см. Кто был автором идеи создания точного портрета главной улицы столицы, доподлинно неизвестно. Но, скорее всего, задумка родилась в ходе совместной работы двух неординарных и талантливых людей – художника-самоучки, который тогда был крепостным, и издателя и предпринимателя Андрея Прево, – говорит Алексей Никитин.Панорама позволяет охватить взглядом огромное пространство, подчеркивает необыкновенную гармонию, величие и размах столицы, не потеряв при этом привычные мелочи, детали, в которых и живет неповторимость. Литографии с панорамы выполнили Илья и Петр Ивановы.
Алексей Никитин в 2023 году в селе Местничи при поддержке местных жителей за счет пожертвований установил памятный знак Василию Садовникову. Он сооружен на площади близ храма и окружен копиями работ художника.
В будущем для популяризации творчества живописца и увековечения его памяти Алексей Никитин предлагает на втором этаже рязанцевского сельского Дома культуры в деревне Торкотино организовать музейную экспозицию копий работ художника и зал сменных выставок.
Людмила МОЛОКАНОВА, Андрей ГУСЕВ.