5 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Звериный след в киноискусстве

21.08.2025

На крылечке Дома печати, в котором расположена наша редакция, сидит Белый Бим Черное ухо. Памятник герою одноименного фильма установили точно на том месте, где по сценарию он ждал своего хозяина-писателя в исполнении Вячеслава Тихонова. Средства собирали всем миром. И сегодня наш Бим очень любим калужанами и гостями города – ему даже оставляют пакетики корма, печенье. В канун Дня российского кино, который отмечается 27 августа, мы не можем обойти вниманием четвероногих и крылатых актеров. Наша собеседница калужанка Мария Виссарионова, тренер, постановщик сцен с животными в кино, работает в этой сфере почти полтора десятка лет. Кстати, в ее семье хранят одну историю о съемках фильма «Белый Бим Черное ухо».

Камера! Мотор!

- Я знаю эту историю со слов моей мамы Альбины Анатольевны. В конце 70-х годов у них жила небольшая собачка. Мама ее очень любила. Однажды утром она ушла в школу, а когда вернулась, собачки дома не было. Ей сказали, что питомицу попросили на съемки фильма, которые шли в Калуге. Конечно, собачку хозяевам потом вернули. Думаю, хорошая идея – создать в Калуге музей, посвященный животным-киноартистам. Кинолент, воспоминаний, фотографий набралось бы немало.

- Мария Олеговна, как вы попали в киноиндустрию?

- Это было в середине 2000-х. Я уже занималась дрессировкой животных, у меня дома жили кошки, собаки, птицы. Ко мне обратились участники съемочной группы сериала «Временщик», снимавшегося в Калуге. Им требовались совы – в кадре птицы должны были сидеть на ветке. Постепенно обо мне стали узнавать агенты, которые работают на разных проектах. Они видели, что у меня здоровые и готовые работать животные. В кино важно делать все быстро, качественно, и чтобы, что самое главное, это было безопасно для всех участников процесса. Животное - такой же актер, как и все остальные.

- Есть ли у животных актерский талант?

- Конечно. У кого-то его больше, у кого-то меньше. Все как у людей. В моей практике были две собаки одной породы – одна всегда радовалась, любила внимание, вторая не особо стремилась к общению, даже на фото получалась не очень хорошо. Для работы в кино подойдет животное, которое хочет взаимодействовать с человеком, учиться чему-то новому. 80 процентов - это, конечно, генетика, но остальные 20 процентов – труд, обучение нужной направленности. Мои животные - неважно, совы или ворон, лисицы, еноты, собаки, кошки - понимают, что отправляются на съемку. Как только я приношу переноску, в которой они поедут, сами в нее заходят. Сидят, ждут, не скуля, не выламывая дверь, как это бывает у некоторых. Знают, что будет классно и вкусно. Они с удовольствием выполняют на съемочной площадке поставленные задачи, которые бывают очень сложными.

- Что такое сложные задачи с точки зрения дрессировщика?

- К примеру, мне надо, чтобы собака ушла на километр от меня с другим человеком и там выполнила необходимые действия – села, встала, пробежала вперед, ушла направо. При этом я не могу рядом с ней находиться и отдавать команды, потому что это общий план. К таким съемкам надо готовиться заранее. В российском кино нередко многое делается спонтанно – приехали, достали собаку, выгуляли и пошли снимать. Мало проектов, где авторы конкретно оговаривают, как видят действия животных в кадре.

- Главными героями фильмов ваши питомцы были?

- Да. Они снимались и в полном метре, и в сериалах, рекламных роликах, корпоративных проектах. Сейчас по ТВ идет реклама «Балтики», где занята моя собака - новошотландский ретривер. Бордер-колли Вайт снимался в новогодней комедии «Одна дома», вышедшей в прокат в этом году. По сюжету собака помогает главной героине девочке Стефании. Еще из недавнего - сериал «Молодежка. Новая смена». Там Вайт играл пса Сугроба, который погиб, защищая хозяина.

Интеллект и харизма

- Как отбираете для съемок крылатых, четвероногих артистов? Работаете только со своими?

- Нет, и с чужими животными тоже. Невозможно постоянно снимать одних и тех же собак и кошек во всех фильмах и роликах. Проводятся специальные кастинги. Я подбираю того, кто подходит для конкретного проекта. Учить можно кого угодно чему угодно, но когда это еще и от души идет, а это есть у животных, - в этом самый главный результат.

- С дикими зверями приходилось иметь дело?

- Нередко. У меня сейчас живут еноты и лисы. Они тоже принимали участие в съемках. Конечно, не так часто, как собаки. Сейчас они задействованы в новом большом интересном проекте. Подробности пока раскрывать не могу. Поделюсь, когда будет премьера.

Были в моей практике лемуры, обезьяны, змеи, медведи, редкие птицы, в одном из проектов - тукан. Тукан мой собственный, а с остальными животными познакомилась в процессе работы. В массе своей это цирковые звери. Очень интересно работать с медведями. Есть своя специфика, но они очень умны и с ними можно договариваться. Мне со всеми животными легко работать - и с птицами, и с лисами, собаками, енотами и т.д. Но у всех есть свои особенности, ограничения. Так, от енота статики не дождешься – ему сложно усидеть на месте и долго концентрировать внимание.

- Возможно ли взаимодействие между разными животными в кадре?

- Это сложно. Самое большое количество животных у меня на съемочной площадке – 12 собак. Нас было три человека, мы снимали клип для Яндекс-музыки. Собаки сидели в кинотеатре на выдержке. Для таких сцен желательно, чтобы животные были знакомы между собой, тогда можно точнее предсказать их реакции. Они должны быть хорошо обучены – слушать команды, не отвлекаясь на других животных, не проявлять агрессии.

- Людям свойственно очеловечивать животных. На самом деле за шерстью и перьями скрываются личности?

- Я бы сказала, индивидуальности. Часто очень яркие. Для работы в кино нужны интеллект и харизма. Таких животных я стараюсь себе выбирать. У меня есть группа ВКонтакте «Собачий Голливуд». Если посмотреть на фото псов, у всех печать интеллекта на морде. Самый молодой из моих собак - папийон (собака-бабочка). Он уже знает много трюков. Люди удивляются – такой маленький, а столько умеет. Тут дело не в размере, не в породе, даже не в виде животного. Думаю, все, кто держит дома котов и собак, обращали внимание, если занимаешься с собакой, приходит кот и «говорит»: «Я тоже так хочу». Коты, кстати, прекрасно обучаются. На мой взгляд, они ближе к лисам - быстро понимают, что надо делать, но выполняют, когда захотят. Очень важно научиться отмечать и отбирать желательное поведение животных, подкреплять его. Жаль, немногие это подмечают.

Учиться учить

- Что нужно, чтобы стать хорошим дрессировщиком?

 - Любовь, внимание, знание. У меня кинологическое, психологическое, орнитологическое образование, еще парочка «непрофильных» дипломов. Это мое призвание. Сколько лет  занимаюсь с животными - не устаю, не выгораю. Я нашла дело по душе. 

 - Есть ли у вас авторитеты в дрессировке? Может быть, знаменитый американский биолог Карен Прайор, книгами которой «Не рычите на собаку», «Несущие ветер» и другими зачитывались многие?

 - Я тоже с удовольствием читала книги Карен Прайор. Она много сделала для  популяризации новых подходов к обучению животных. Самое важное, она показала, что  животное может самостоятельно думать, человек – выбирать необходимое ему из вариантов поведения животного. Вы научитесь говорить на другом языке, не механически что-то объяснять, к примеру, собаке, а подкреплять то, что она сама может предложить. 
Моя практика показывает, что этот подход хорошо работает. И не только в отношении животных. Научный фундамент заложил америанский психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он первый рассказал об оперантном обусловливании — это форма обучения, в которой поведение человека или животного изменяется в зависимости от последствий этого поведения.

 - С кем проще договориться – с животными или с людьми?

 - Смотря о чем. С людьми в некоторых аспектах будет посложнее. Не всегда желания людей вписываются в возможности природы. К примеру, хотим, чтобы лиса взяла в пасть грамоту и принесла ее определенному человеку, сидящему в зале. Но даже с собакой придется много работать, чтобы она выполнила такой трюк. Ее  надо привести на место, показать порядок действий. Лиса – это совсем иное. Приходится людям объяснять.

 - Кстати о лисицах. Каково вам работать с ними? В 60-х годах прошлого века в Новосибирске ученые пытались их одомашнивать. Небезуспешно. Там даже памятник есть академику Беляеву с лисицей.  

 - Сразу скажу, что дикую лису из леса в качестве домашнего питомца брать нельзя. Мои лисы родились и выросли в неволе. Это результат селекции. У них есть родословные. Такие в природе не встречаются. По складу характера они – кошка плюс собака плюс обезьянка. Обратно в природу такие лисицы могут попасть только по воле человека. На Камчатке во время Великой Отечественной войны с пушных ферм выпустили лис-огневок, и они там прижились. Сейчас этих нарядных лис можно встретить на полуострове.

 -  Делали ли вы для себя открытия на съемочной площадке?

- Случалось. Оказывается, с лисицами, енотами можно работать, снимать общие планы, а не только крупные и средние, как было раньше.

Бремя славы

- Говорят, что детей и животных переиграть невозможно. Как складываются отношения у наших актеров кино с четвероногими коллегами?

- Большинство актеров, с которыми мне приходилось работать, хорошо взаимодействует с животными. Встречаются и такие, кто только за своей ролью следит, им животные неважны, но их меньший процент. В работе многие известные актеры иначе раскрываются, чем о них говорят и пишут. Никита Кологривый, к примеру, прекрасно работал с нами на площадке. Профессиональный, внимательный, добрый, веселый человек. 

Мы обучаем актеров, показываем, что им надо сделать. Мои собаки могут взаимодействовать с актером по моей просьбе. И от актера многое зависит, если он находит общий язык с животным, у них получается классный результат. 

Среди наших актеров много владельцев животных. Случалось, советовались о своих питомцах. Все восхищаются, сколько всего может обычная собака! Многие удивляются, что с животным просто разговариваешь, а не отдаешь команды. 

- У вас есть любимые картины с животными?

- Конечно, те, в которых сама участвовала. Еще люблю фильмы «К-9. Собачья работа», «Тёрнер и Хуч», сериалы «Лесси», «Комиссар Рекс». Теперь, когда я стала постановщиком сцен с животными, смотрю эти картины с профессиональной точки зрения. Это доставляет удовольствие.

- Какое впечатление произвел «Полосатый рейс»? Не хотелось бы самой поработать с крупными хищниками?

- В «Полосатом рейсе» много интересных моментов. С крупными хищниками на съемках я периодически работаю, но себе, хотя у меня официально оформлен питомник, не заведу.  Не страдаю собирательством. Лисы, еноты, собаки, коты - мне достаточно. Это моя любимая команда. Хотя не все животные участвуют в съемках. 

- Популярность четвероногих киногероев имеет обратную сторону.  Все хотят такое же умное и обаятельное животное. А теперь еще и ролики в интернете. Одни еноты чего стоят! 

- Люди ведутся на эмоции. С любым животным надо отдавать себе отчет и нести ответственность за его благополучие. Есть те,  кто может взять любого зверя и обеспечить ему нормальное существование, и те, кто потерпит фиаско потому, что повелся на ролики из интернета. Мне не раз звонили с просьбой пристроить енота. Думали, что это милый пушистик, с которым приятно обниматься и снимать видео о его проделках. На самом деле это зверь с характером. К году еноты начинают ощутимо кусаться. Обучать их очень непросто.  Это умные, хитрые и наглые животные, которые всегда добиваются своих целей. 
Как шутят ученые, еноты при других обстоятельствах могли бы оказаться на месте людей. 

- С развитием искусственного интеллекта не исчезнут ли из кино живые звери?

- На данный момент технологии еще так далеко не продвинулись. Что-то убрать в кадре можно, но даже замазать поводок или сделать шерсть животному  стоит очень дорого.  Просто изобразить зверя, птицу, рыбу мало. Важно, как животное двигается – ходит, ползает, машет крыльями, какие у него повадки. Далеко не все можно сделать. Все равно будет видно, что это нарисовано. 

Беседовала Светлана МАЛЯВСКАЯ
Фото из личного архива Марии Виссарионовой