5 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Королева клавиш

11.09.2025

В детстве ее любимой игрушкой было фортепиано. Любовь с инструментом длится по сей день. Обладая внешностью кинодивы, она работает без устали, отдавая людям свой талант. За харизму и потрясающую энергетику ее называют «Денис Мацуев в юбке». Это ей композитор Родион Щедрин доверил мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта. А еще она мастерски водит авто. Настоящая королева!

Выход на сцену - это то, к чему невозможно привыкнуть, и каждый новый концерт должен быть единственным. Выступаешь ли ты в камерном зале ДШИ для 30 человек, или в лучших залах мировых музыкальных столиц - играть нужно с одинаковой ответственностью, всего себя отдавая людям, пришедшим на концерт. Их всегда хочется благодарить. Моя благодарность слышна в музыке, которую я играю специально для них. Есть и другие значимые люди, которым я посвящаю музыку. Сегодня для меня это Бетховен и Рахманинов. Верю в то, что каким-то непостижимым образом они меня слышат.

Два праздника в один день

5 сентября Екатерина Мечетина блестяще открыла 81-й концертный сезон Калужской областной филармонии. Она презентовала меломанам два фортепианных концерта с оркестром - № 3 Бетховена и № 2 Рахманинова. Их посвятили большим юбилеям: 110-летию Святослава Рихтера и 255-летию Людвига ван Бетховена. Тур пианистки в Калугу состоялся в рамках программы Министерства культуры России «Всероссийские филармонические сезоны».

Концертный блокнот артистки хранит практически все записи ее выступлений. Калуга в нем не впервые - она приезжала к нам в 2012 году. Тогда она солировала за тем же самым инструментом - великолепным роялем Steinway.

- В этот раз совпали сразу два открытия сезонов - Калужской филармонии и мое личное: сегодня наш общий праздник. Очень рада снова быть у вас - публика в Калуге очень теплая, - признается пианистка.

Выступление Екатерины Васильевны сопровождал симфонический оркестр имени Святослава Рихтера под управлением заслуженного артиста Калужской области Алексея Лаврентьева. С нашим оркестром солистка играет впервые, но, по ее словам, найти общий язык с калужскими музыкантами оказалось легко. В итоге получилось чудесное соавторство - яркое, глубокое и очень искреннее. В каких-то моментах концерта казалось, что дыхание зала замерло, а жизнь сосредоточилась в тонкой нити беседы фортепиано с оркестром. Это было неподражаемо!

- Второй концерт Рахманинова любим и мной, и публикой. Я исполняю его, пожалуй, чаще остальных, и он никогда не надоедает. Это свойство великих шедевров. Бетховен в моем репертуаре со студенческих лет. Но последний раз я играла его лет 10-15 назад. Сейчас произошло значительное переосмысление этой музыки: я и сама очень изменилась за это время, вложила в нее много эмоциональных ресурсов и заново полюбила, - делится Екатерина Мечетина.

Интересно, что Третий концерт Людвига ван Бетховена - один из немногих созданных в эпоху классицизма концертов в миноре. Работая над ним, Бетховен навсегда потерял слух. Не случайно эта музыка пронизана мужеством, верой, стремлением к победе. Концерт № 3 стал популярным еще при жизни композитора. Более 200 лет он остается одним из самых исполняемых фортепианных концертов.

Интересно, что Третий концерт Людвига ван Бетховена - один из немногих созданных в эпоху классицизма концертов в миноре. Работая над ним, Бетховен навсегда потерял слух. Не случайно эта музыка пронизана мужеством, верой, стремлением к победе. Концерт № 3 стал популярным еще при жизни композитора. Более 200 лет он остается одним из самых исполняемых фортепианных концертов.

Каждый концерт - единственный

Она родилась в сентябре 1978-го, а в мае мама пианистки сдавала дипломный экзамен в консерватории. Так будущая звезда стала первым слушателем этой программы. Она никогда не мучилась выбором профессии - в ее музыкальной судьбе было все предрешено.

Папа Кати Василий Серафимович был виолончелистом Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, сейчас преподает в училище имени П.И. Чайковского при Московской консерватории. Мама Ольга Евгеньевна - заслуженный учитель России, в этом же училище готовит студентов к игре на фортепиано и заведует фортепианным отделением ДМШ на базе учебного заведения.

В четыре года их дочь села за фортепиано, в пять - впервые вышла на сцену, в десять - стала обладательницей Гран-при на «Премии Моцарта» в Вероне, в шестнадцать - самым юным лауреатом Международного конкурса пианистов им. Бузони в Больцано. Она получила приз за лучшее исполнение сложнейшего этюда Листа «Блуждающие огни».

С 2003 года пианистка участвует в международном музыкальном проекте «Российские музы - миру», являясь лауреатом одноименной премии. Тогда же она была удостоена престижной молодежной премии «Триумф», а в 2004 году завоевала первую премию и золотую медаль на Всемирном конкурсе пианистов в Цинциннати.

Екатерина Мечетина признается, что своим успехом она обязана руководителю «Виртуозов Москвы» Владимиру Спивакову, виолончелисту Мстиславу Ростроповичу и композитору Родиону Щедрину. Являясь стипендиатом фондов Спивакова и Ростроповича, по приглашению последнего пианистка стажировалась в Париже. А Щедрин доверил ей первое исполнение своего Шестого фортепианного концерта.

Екатерина - участница крупных международных фестивалей: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, фестиваля в Дубровнике (Хорватия), «Crescendo» и многих других.

В содружестве с известными российскими исполнителями, в числе которых Вячеслав Бутусов, Игорь Николаев и другие, Екатерина Мечетина выпустила несколько интересных музыкальных альбомов.

Екатерина Мечетина - заслуженная артистка России, лауреат российских и международных конкурсов, солистка Московской филармонии, доцент Московской консерватории, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. В багаже пианистки-виртуоза более 60 концертов для фортепиано с оркестром, интересные сольные программы. Она концертирует с лучшими исполнителями России и мира.
В одном из своих интервью Екатерина Мечетина призналась, что часто на концертах сбивает пальцы в кровь. Руки у нее действительно натруженные: небольшие, сильные, с выступающими венками. И зачем этой обаятельной женщине такие жертвы? Этот вопрос я задала ей на короткой пресс-конференции перед концертом, после чего она немедля села за инструмент, чтобы порепетировать напоследок.
- Действительно, профессия солиста-исполнителя нелегка. Но я не представляю себе никакой другой. В этой профессии невозможно достичь совершенства, поэтому я учусь всю свою жизнь. Каждый день, проведенный за инструментом, - великое счастье, и я молю Бога, чтобы оно продолжалось как можно дольше, - рассказывает звезда.

Ирина Токарева 
Фото Владимира Кормильцева