3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Во времена Великой Смуты

07.11.2019
«И было тогда такое лютое время Божия гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе; чуть не вся земля Русская опустела; и прозвали старики наши это лютое время – лихолетье, потому что тогда была на Русскую землю такая беда, какой не бывало от начала мира…»

 Из рукописи XVII века.

Население страдало от набегов крымских татар, здесь проходили сражения между правительственными войсками и их противниками – отрядами Ивана Болотникова, «тушинского вора» Лжедмитрия II, вооруженными отрядами поляков. Пафнутьев-Боровский монастырь, основанный в XIV в. вблизи древнего Боровска, к концу XVI века играл значимую роль как в духовной, так и в военно-политической жизни страны. Именно с обителью связаны и основные события, происходившие в лихолетье в Боровском крае.

Моление о чадородии

Причиной Смуты многие историки считают прекращение великокняжеской династии Рюриковичей. Царь Фёдор I Иоаннович, правивший с 18 марта 1584 г. по 7 января 1598 г., в отличие от своего грозного отца, был правителем милостивым. «В его же царствие вся благая бысть в Росейском царстве, мир и тишина, и покой, и преобилие четырнадцать лет…», - писал «Московский летописец».

Государь мечтал о наследнике. И не случайно на средства царя Федора Иоанновича в Пафнутьев-Боровском монастыре вместо старого белокаменного храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается строительство нового кирпичного храма.

В южной стороне алтаря за кирпичной стеной был устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь придел Великомученицы Ирины - Небесных покровителей царя Федора и царицы Ирины. Кресты же на соборе были увенчаны царскими коронами. Известно, что в 1592 и 1595 годах царь Федор Иоаннович приезжал в Боровский монастырь на богомолье.

Принял обет молчания

Загадочная гибель в 1591 г. в Угличе восьмилетнего царевича Димитрия – младшего сына Ивана Грозного - послужила причиной появления самозванцев после смерти царя Федора Иоанновича, так и не оставившего после себя наследника.

Окольничий Андрей Петрович Клешнин был членом комиссии по расследованию обстоятельств гибели царевича Димитрия. Комиссия признала, что погиб царевич в результате несчастного случая. Но выводам комиссии современники не поверили, обвиняя Бориса Годунова в гибели возможного претендента на престол.

А боярин А.П. Клешнин в 1598 году становится монахом Боровского Свято-Пафнутьева монастыря и принимает обет молчания. В 1599 г. А.П. Клешнин (в иночестве Левкей) умер. Тайна гибели царевича ушла вместе с ним.

Борис Годунов

Еще при жизни слабого здоровьем царя Федора Иоанновича фактическим соправителем государства был его шурин Борис Годунов. Близ Боровска располагалось село Белкино, владельцем которого был влиятельный боярин. В 1598 г. Земским собором он был провозглашен царем.

В царствование Бориса Годунова (1598 – 1605) страна пережила страшный голод 1601-1603 гг., следствием которого стало восстание Хлопка Косолапа, недовольство властью. Осенью 1604 г. походом на Москву выступает Лжедмитрий I.

Лжедмитрий I

В феврале 1602 г. монах Пафнутьев-Боровского монастыря Варлаам, направлявшийся в Иерусалим, в Москве встретился с монахом Григорием Отрепьевым. Вместе они отправились в Киев, а затем - в Польшу. 

Боровский монах Варлаам присутствовал на коронации Лжедмитрия I (Григория Отрепьева), занявшего царский престол и открывшего дорогу на Москву чужеземцам – Речи Посполитой и Швеции. В мае 1606 г. Москва восстала, и лжецарь был убит.

Василий Иоаннович Шуйский 

На период его недолгого царствования (1606 - 1610) пришлись Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова, борьба с Лжедмитрием II, интервенция Польши и Швеции… 
В результате свержения Василия Шуйского боярами появилась так называемая Семибоярщина. Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.

Конец хаосу положило Второе ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в конце октября 1612 года.

Боровск упоминается в числе городов, поддержавших восстание Болотникова. Довелось боровчанам увидеть и Лжедмитрия II. 5 июля 1610 г. самозванец с верными ему отрядами и при поддержке войска гетмана Яна Сапеги, которого он привлек на свою сторону деньгами, направился к Москве. Но на пути самозванца находилась крепость - монастырь святого Пафнутия.

Монастырь-крепость

В Пафнутьевом монастыре под укрытием мощных стен встретил врага боровский воевода князь Михаил Волконский.

13 июля 1610 г. Лжедмитрий II вместе с Яном Сапегой объехали монастырь, изучая местоположение, и писали в обитель, призывая к переходу на их сторону, но ответа не получили.

Защитники трижды выдержали «великие приступы» литовских людей. 15 июля монастырь пал в результате измены «Якова Змеева да Офанасия Челищева», открывших ворота одной из башен. Однако современные исследователи факт измены не подтверждают.

Подвиг князя Волконского

Князь Михаил Волконский с верными ему людьми после вторжения нападающих на территорию обители вел бой в соборном храме. Воевода получил многочисленные ранения, истекая кровью, упал у левого клироса, где и скончался.

В этой битве, как указывает летописец, погибли 12 тысяч человек (по другим данным – 4000 человек).

Иоасаф Боровский 

В числе убитых в Пафнутьев-Боровском монастыре был и архимандрит Иоасаф. Монашеское служение Иоасаф Боровский начал в Пафнутьев-Боровском монастыре, в 1592 г. стал игуменом обители. 

В 1598 г. участвовал в Земском соборе, избравшем на царство Бориса Годунова. В 1605 г. возведен в сан архимандрита Троицкой обители, возглавил шестнадцатимесячную оборону Троицкого монастыря в 1608–1610 годах. 

После снятия осады ушел на покой в Пафнутьев-Боровский монастырь, где и погиб.

Народное ополчение

С 1611 года в России стали нарастать патриотические настроения.

Осенью по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и осенью освободило ее.

Руководство земского ополчения приступило к подготовке избирательного Земского собора.

Царь Михаил Фёдорович

21 февраля 1613 г. в Москве после изгнания интервентов состоялся Великий Земский и Поместный собор, избиравший нового царя.

11 июня 1613 г. Михаил Федорович Романов венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Игумен Иона, переведенный в Пафнутьев-Боровский монастырь из Серпухова, числился среди тех, кто поставил свою подпись под соборной грамотой об избрании царя Михаила Федоровича.

Конец Смуты

Здесь еще долго не было мира. В 1614 году боровские земли наряду с коломенскими и серпуховскими подверглись набегу ногайских татар. Летом 1615 г. в Боровск прибыл князь Д.М. Пожарский. Отсюда он отправился освобождать захваченные Литвой Брянск и Болхов.

Летом 1618 года войска Пожарского в районе Боровска противостояли польско-литовскому войску, идущему походом на Москву.

Крупное сражение разгорелось в семи верстах от Пафнутьева монастыря, в котором князь Черкасский решил, не дожидаясь подхода главных сил Пожарского, нанести удар по врагу. Завершилось столкновение победой неприятеля.

Боровской земле за годы Смуты был нанесен огромный ущерб. В 1618 году в Боровске на посаде значились только 123 жилых двора. Последствия разрухи (хозяйственной, экономической, социальной) были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Герб Боровска

10 марта 1777 г. императрицей Екатериной II был утвержден герб Боровска, в котором нашли отражение события 1610 г.
«Напоминая сие достойное сохраниться в памяти происшествие, герб сего города состоит в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердие, червленое сердце, показующее верность, в средине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божиему закону, основанию всей добродетели, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцем, показующим нерушимость и твердое пребывание достойной славы сему вождю и другим, погибшим за справедливую причину с ним».