2 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Магнит для туристов, указатель для покупателей

15.11.2019
Наличие бренда означает, что товар известен и отличается особыми свойствами, связанными с местом его производства. Такого нигде больше нет и производить нигде больше нельзя!

Зацепить своей уникальностью

У жителей Калуги и области на слуху немало товаров, которые, безусловно, являются брендовыми. Возьмёшь такой и не промахнёшься. К примеру, тарусскую вышивку или молочные продукты фирмы «Нил». И мы всегда были уверены, что это большой список. Оказалось, что список ограничивается одной строчкой! Почему? Потому что популярность и государственная регистрация– это две большие разницы.
Два года назад Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, поручила сенаторам до конца 2018 года зарегистрировать в каждом регионе по два региональных бренда. Каждый регион имеет свои достижения, свои традиции, свои торговые марки, в том числе известные не только в России, но и в мире. Их регистрация способствует продвижению территориальной продукции и социально-экономическому развитию регионов. И привлекает туристов.

Например, такой знак с государственной регистрацией есть в Вологодской области. Это и кружево, и масло, и лён. А ещё эта область объявила на весь свет, что их Великий Устюг– родина Деда Мороза. Со знаменитым брендом интерес к региону значительно повышается, ведь наличие собственной марки– это и доверие к производителю, и гарантия качества. В итоге недавно появившиеся новинки тоже продвигаются на рынок существенно легче. Хотя всё равно нужен строгий контроль– в Вологде действует специальный орган, проверяющий продукцию на соответствие качеству.

Звание нужно доказать!

А что у нас? Да, мы знаем прекрасные местные товары и примечательные туристические объекты, но… в Калужской области государственная регистрация имеется лишь у минеральной воды «Козельская». А спросят с области как минимум за два вида продукции или услуг.
На несколько региональных брендов тоже поданы заявки, но документы по ним всё ещё в работе. Дело в том, что для получения почётного звания бренда требуются весомые аргументы. Ведь высокий статус формируется долго, годами, пока приобретаются признание и отличительные качества, которые нигде больше повторить не могут, скажем, основанные на самобытных традициях. Читатель будет удивлён, узнав, что по закону в заявке нужно использовать, к примеру, книги.

Известность товара, произведённого в конкретном месте, следует подтвердить его упоминанием в различных литературных источниках, можно предъявить копии дипломов с национальных и международных выставок или ярмарок и ряд других документов. Когда свидетельство о регистрации получено, правовая охрана по месту происхождения будет вестись до тех пор, пока товар может производиться, то есть фактически бессрочно.

Мягкий режим

Сейчас появился и другой способ для регистрации брендов– по географическому указанию. Если закон об охране НМПТ - наименования места происхождения товара - очень жёсткий, требующий, чтобы продукт целиком создавался в данном районе, то новый закон не такой суровый. Надо только, чтобы на месте осуществлялась хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование качества товара или его репутацию. Доказывая в заявке неповторимые свойства продукта, достаточно ассоциации с территорией. А специальная эмблема положена и там, и там. Новый закон соответствует мировым тенденциям и вступит в силу летом следующего года.
Смягчение условий регистрации поможет повысить узнаваемость местных товаров для развития экономики и усилить туристическую привлекательность регионов. И наш регион способен предъявить не два, а сразу десяток брендов– для начала!

Все эти вопросы обсуждались 30 октября в Калужском центре научно-технической информации, где прошла конференция «Проблемы правовой охраны и эффективного использования объектов интеллектуальной собственности». Узнать о современном состоянии этой сферы собрались руководители предприятий области, начальники патентных отделов, а также представители регионального минэкономразвития и горуправы. Перед ними выступили ведущие специалисты Роспатента и других столичных учреждений, связанных с патентованием и защитой прав в интеллектуальной деятельности.

Пройдя по вашим магазинам…

 Ирина Самохвалова, главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности (Федеральный институт промышленной собственности, Москва): 

- Я была в Вологде – там в магазинах есть специальные стенды, демонстрирующие продукцию с вологодским брендом. Сейчас приехала к вам на конференцию и тоже прошла по магазинам. К сожалению, в Калуге этого не видно! Думаю, и у вас стоит выделить стенды, чтобы люди гордились товарами, произведёнными в Калужской области.

  

Количество зарегистрированных НМПТ

(наименование места происхождения товара) на территории РФ (по состоянию на сентябрь 2019 г.)

220 из них:
- российских – 182,
- иностранных – 32,
- недействующих – 4.

- минеральная вода – 80,
- народно-художественные промыслы – 48,
- продукты питания– 43,
- алкогольная продукция – 9,
- другие – 2.