Остался вечно молодым
22.01.2026
Одним из участников обороны северной столицы был уроженец Калуги Аркадий Гидрат. Человек с удивительной судьбой, образ которого ежедневно видят миллионы москвичей и гостей столицы.
Память, отлитая в бронзе
Станция «Площадь Революции» - одна из самых самобытных и красочных в московском метро. Ее вестибюль украшает 76 бронзовых скульптур советских людей со строгими и красивыми лицами. Рабочий и крестьянин, солдат и матрос, парашютистка и ворошиловский стрелок, пограничник с собакой, шахтер-стахановец и молодой инженер, птичница и хлебороб, студенты с книгами. В 1937 году, когда отливались эти фигуры, их прототипам было всего по 25-30 лет.Пишут, что незадолго до официального открытия, в марте 1938 года, станцию посетил глава государства Иосиф Сталин. Вождь остался доволен бронзовыми фигурами, особенно образом молодого ученого, мечтающего о светлом будущем: «Вот он, идеальный советский человек».
Мало кто знает, что прообраз этой скульптуры Аркадий Гидрат родился в Калуге, был выдающимся спортсменом и преподавателем Государственного центрального института физической культуры.
Чемпион и рекордсмен
Аркадий родился 19 февраля 1911 года в семье выходца из Германии, мещанина Антона Людвиговича Гидрата и его жены Натальи Дмитриевны. Позже вся семья перебралась в Харьков, где Аркадий окончил шесть классов школы и начал работать на заводе. В Харькове стартовала и его спортивная карьера. Парень начал успешно выступать на соревнованиях.В 1930 году по комсомольской путевке перспективный спортсмен поступил в Московский институт физкультуры.
В учебном заведении культивировали различные виды спорта. Но Аркадия увлекла легкая атлетика. Вскоре он вошел в сборную команду сильнейших легкоатлетов Москвы, а начиная с 1930 года стал почти бессменным чемпионом и рекордсменом столицы по прыжкам в высоту.
Преподаватель и учёный
Окончив с отличием Государственный центральный институт физической культуры в 1933 году, Аркадий Антонович остался аспирантом на кафедре легкой атлетики. С 1935 года работал в должности старшего преподавателя той же кафедры.В музее вуза хранится его трудовая книжка с многочисленными благодарностями от руководства за повышение качества учебно-педагогической работы, активное участие в подготовке к выступлению студентов на Красной площади, личное участие в соревнованиях по легкой атлетике и другие заслуги.
Параллельно Аркадий занимался научными исследованиями. В 1937 году он подготовил диссертацию по методике обучения прыжкам в высоту, однако защитить ее и получить ученую степень кандидата педагогических наук не успел - помешала начавшаяся война с Финляндией.
Доброволец
В 1939 году молодой преподаватель добровольцем ушел на фронт. Служил он в лыжном батальоне. После заключения мирного договора вернулся в институт и продолжил готовиться к защите диссертации. Но новая война опять спутала планы.В первые же дни Великой Отечественной Аркадий Гидрат явился в военкомат с просьбой направить его на фронт. Там долго не могли найти его документы. Впоследствии выяснилось, что личное дело оказалось среди папок погибших в финскую войну красноармейцев. По воспоминаниям родных, это известие сильно огорчило Аркадия Антоновича. Он предчувствовал, что с этой войны уже не вернется, но решения своего не изменил и добился отправки на фронт.
В августе 1941 года сержант Гидрат, как отличившийся в боях, был направлен на курсы переподготовки для младших командиров «Выстрел» в Солнечногорске. Выпускникам присваивали звание младшего лейтенанта и прочили большое военное будущее. По окончании обучения последовало назначение под Ленинград, где в это время шли ожесточенные бои.
Отступающие подразделения Красной армии были разрезаны немцами на две части. Одна отошла к Шлиссельбургу и вела бои вдоль Невы. Вторую враг оттеснил к населенному пункту Синявино. Роту курсантов под командованием Гидрата перебросили к населенному пункту Синявино. В сентябре они насмерть встали на Синявинских высотах, чтобы не допустить полной блокады Ленинграда.
Последняя запись в военных документах младшего лейтенанта Гидрата: «Пропал без вести». О его судьбе узнали лишь спустя 59 лет.
Возвращение из небытия
В сентябре 2000 года во время поисковых работ на Синявинских высотах члены отряда «Честь и Долг» обнаружили останки погибшего советского воина. Петлицы младшего лейтенанта, бинокль, пистолет, а в кармане истлевшей гимнастерки – треснувшая капсула медальона с запиской. Член поисковой группы Вячеслав Прохоренко так описал свою находку:- Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков дрожащими от усталости руками удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, поселок Красный».
В конце записки, которую Аркадий Гидрат вложил в свой смертный медальон, он написал послание жене: «Живи счастливо!»
Место встречи
Энтузиасты сразу же приступили к поиску данных об офицере, разослали запросы в военкоматы и архивы. В Москве удалось найти дочь Аркадия Гидрата - Ольгу. Она долгое время безуспешно разыскивала отца, воспитала сына, которого назвала в его честь - Аркадием.По воспоминаниям участника той встречи Николая Исаева, Ольга Аркадьевна попросила съездить с ней на станцию метро «Площадь Революции». Там она подошла к скульптуре молодого мужчины с книгой, положила руку на ботинок и тихо произнесла: «Знакомьтесь, это мой папа».
- Мама всегда приходила с цветами, подолгу сидела рядом со скульптурой и плакала. Это единственное место, куда мы могли прийти. Ведь во всех документах папа числился пропавшим без вести. Я помню, как он посадил меня на плечи, и мы долго стояли перед зеркалом… А потом папа ушел, и больше вестей о нем не было, - рассказала Ольга Аркадьевна.
Весной 2001 года останки Аркадия Гидрата были торжественно захоронены на мемориале на Синявинских высотах. Личные вещи офицера поисковики передали дочери, которая до сих пор хранит их как реликвию.