29 января, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Яблочко от яблони

29.01.2026

Осужденный долгое время злоупотреблял алкоголем и состоял на учете у нарколога, ранее отбывал наказание за убийство, хулиганство и грабеж. Погибший тоже был далеко не ангел и любил заложить за воротник. О причинах и последствиях семейной драмы нам рассказал старший помощник руководителя регионального управления Следственного комитета Михаил Сикулин.




Тело и дело

Труп Бориса Стокова (фамилия изменена) был обнаружен 19 января 2018 года в собственной квартире на улице Жукова в городе Обнинске. 59-летний мужчина часто выпивал, поэтому жена Лидия Анатольевна проживала отдельно от него и собиралась подать на развод. В тот день она вместе со взрослой дочерью Тамарой решила навестить супруга, который накануне вечером снова сильно принял на грудь.

Обсудив возможность кодировки пьющего родственника, женщины подошли к квартире. Входная дверь оказалась незапертой. За ней они увидели лежащее лицом вниз тело, рядом с головой на ковер натекла небольшая лужица крови. Дочь проверила пульс, убедилась, что мужчина мертв, после чего отвела мать в коридор и вызвала скорую помощь.

На первоначальном этапе уголовное дело возбудили по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Судмедэксперты посчитали, что обнаруженные на трупе телесные повреждения не стали причиной смерти, а к летальному исходу привел сердечный приступ.

Аргументы за и против

В ходе расследования сотрудники полиции первым делом опросили родственников погибшего. Благодаря косвенным уликам под подозрение сразу попал сын покойного Илья. Его сестра рассказала правоохранителям, что в день убийства ей позвонила мать и сообщила, что не может дозвониться до отца. Лидия Анатольевна переживала за внука, который в это время гостил у деда, и собиралась связаться по этому поводу со снохой. Позже мать перезвонила и сказала, что отец «опять нажрался».

Кроме того, Тамара поведала, что на следующий день после случившегося с отцом Илья приходил к ней домой. Выпив, он на эмоциях проговорился о том, что избил отца, и очень сокрушался по этому поводу.
Жена Ильи Антонина рассказала, что в тот день Борис Анатольевич забрал у них внука, чтобы посидеть с ним у себя дома. Вечером того же дня позвонила свекровь и сообщила, что не может дозвониться до мужа. Дедушка регулярно выпивал, поэтому Лидия предположила, что он находится в отключке. Естественно, родители забеспокоились о сыне, вызвали такси и поехали к Борису.
Попросив водителя подождать, пока заберут ребенка, они поднялись в квартиру. Дверь была открыта. Когда вошли внутрь, мальчик выбежал им навстречу. Антонина почувствовала в комнате запах алкоголя, взяла вещи и сына и вышла из квартиры.

Удалось получить объяснения водителя такси, отво-зившего супругов на улицу Жукова и обратно. Тот отметил, что родители вели себя странно: несмотря на холодную погоду, они надевали на ребенка куртку на ходу, уже на улице. Мужчина и вовсе вышел из подъезда «на взводе».

Лидия Анатольевна, отвечая на вопросы следователя, вспомнила, что Борис звонил ей и сказал: «Твой сынуля меня побил, и я его посажу». Говорил он при этом странным хриплым голосом. Но женщина в это время была на работе, поэтому попросила не отвлекать ее и отключила телефон.

Была назначена повторная экспертиза, которая связала-таки наступление смерти с телесными повреждениями. Медики дали новое заключение: потерпевший умер от последствий переломов хрящей гортани, вызванных травмами кровоизлияний и отеков, перекрывших дыхание. На этом основании уголовное дело переквалифицировали на часть 4 статьи 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, и передали его в Следственный комитет.

Но и сам Илья, и его жена упорно твердили о непричастности к совершенному преступлению. Оба говорили, что у них с отцом состоялась только словесная перепалка без рукоприкладства, после чего родители забрали малыша и уехали. А показаний матери и сестры для направления дела в суд оказалось недостаточно.

Доказывание вины осложнял и тот факт, что дверь в квартиру длительное время оставалась открытой, то есть любой собутыльник Бориса или случайный прохожий мог беспрепятственно войти туда, поругаться с хозяином и избить его. В итоге дело приостановили и направили в архив.

Новые показания

Возобновили расследование через пять с лишним лет после совершения преступления. В июне 2023 года следователь-криминалист Михаил Сикулин получил дело из архива. Внимательно изучив его, он решил узнать, как сейчас живут фигурант и его жена. Выяснилось, что супруги разошлись, причем расстались они очень плохо. Причина состояла в том, что Илья употреблял наркотики и во время ссор периодически поколачивал Антонину.

 – Мы внезапно, без предупреждения приехали к ней на работу. Подошли к руководству и предупредили, что забираем ее на беседу. Пока ехали в машине, начали с ней разговаривать и поняли, что собеседница что-то скрывает, но готова рассказать об этом. Она начала спрашивать: «А точно ли его посадят?», «Несу ли я уголовную ответственность за то, что не все говорила?» и так далее. И в итоге рассказала все как было – как муж зашел, как бил и хватал за горло. Потом провели с ее участием проверку показаний на месте происшествия, где она все показала на манекене, – вспоминает Михаил.
На основании новых показаний провели еще одну судебно-медицинскую экспертизу. Эксперт подтвердил, что слова Антонины согласуются с локализацией и механизмом образования травм на теле потерпевшего и смерть действительно могла наступить от этих повреждений.

В результате следователи восстановили последовательность событий. Выяснилось, что, когда Илья с женой примчались на квартиру к отцу, входная дверь была открыта, малыш сидел без присмотра на грязном полу и играл с электрическими проводами. Пьяный хозяин жилища в это время спокойно спал в соседней комнате. Увиденная картина настолько разозлила отца ребенка, что он на глазах у жены стал кричать на спящего мужчину, потом набросился на него и жестоко избил руками и ногами.

Возвращение за решётку

Даже после приобщения к уголовному делу изобличающих его вину показаний Илья Стоков так и не признался в содеянном.

Уголовное дело было направлено в суд, который признал 44-летнего мужчину виновным в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, и приговорил его к девяти годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Судьба-злодейка сыграла с ним злую шутку. Сам того не желая, Илья стал причиной смерти своего отца.



 Ирония судьбы. Татуировки на теле подсудимого: «Запомни отца золотые слова и матери горькие слёзы».

Алексей ГОРЮНОВ 
Фото предоставлены СК области