5 февраля, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Тот, о ком вспоминал Бог

05.02.2026

Событие повергло в шок почитателей многогранного сценического дара Валерия Леонидовича. Вечером 28 января фотокамера запечатлела его в стенах родного театра. С предельной отдачей сил он сыграл роль князя Василия Шуйского в спектакле «Борис Годунов». А ночью 29 января его не стало. Валерию Леонидовичу было всего 65.

Алтайский самородок

Часто говорят, что занятие актерским ремеслом требует знания жизни. Этого у Валерия Смородина было в достатке.  Таких, как он, называют самородками. В семье этого деревенского парня с Алтая увлекались самодеятельностью. И все же поступление вчерашнего тракториста в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных в Москве – событие нерядовое. 
Вскоре после окончания факультета музыкального театра молодой актер поступает на службу в Калужский драматический театр. Высокий и статный, с волнующим баритоном, он быстро вписался в репертуар.  
Тяжелая ситуация в стране в 90-е вымывала людей из многих профессий. Вот и Валерий Смородин скрепя сердце был вынужден оставить любимую профессию и уйти в коммерцию, чтобы прокормить семью. Возвращение состоялось в 2009 году. С этого момента Валерий Леонидович жил только театром.

ХарАктерный!

Психологически подвижный и физически легкий, он мог на сцене многое. Таких артистов, подчеркнуто ярких, работающих эффектно и заразительно, в театре называют характерными. Ему удавались комические краски. Иногда
Валерий Смородин высказывал опасение, что его используют в основном как комика. А ведь испытывать неудовлетворенность и опасения по поводу своей работы – признак по-настоящему творческого человека. Приходилось разубеждать хотя бы тем, что сыгранные им роли в трагедиях Шекспира далеки от комизма.

  Все, что он делал на сцене, было насыщено эмоциями – как открытыми, так и сдержанными, но готовыми прорваться наружу. Режиссеры всегда знали эту особенность таланта Смородина и предлагали ему роли, в которых эмоциональный накал актера можно было проявить максимально.

Галерея ролей и портретов

Так, ему досталась одна из самых интересных ролей в русском театре – Расплюев в «Свадьбе Кречинского» А.Сухово-Кобылина. Мелкий жулик, трясущийся от унизительного страха перед своим демонического вида господином, мерзкий, но и жалкий – большая удача в творческой биографии Валерия Смородина. 

  Мечта любого российского актера – сыграть Мольера в пьесе М.Булгакова «Кабала святош». И эта роль была подарена Смородину судьбой. Спектакль получил название  «Королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках». Артисту удалось показать своего героя в движении: от уверенности королевского любимца до полной духовной катастрофы.

  Комических персонажей Валерий Леонидович играл с истинным удовольствием, со смаком. В знаменитой «Хануме» В.Константинова и Б.Рацера Смородин исполнил роль богатого и тщеславного купца Микича Котрянца. Актер показал его туповатым и вспыльчивым, доводящим зрителей до хохота своим хвастовством и простотой. 

  И если «Ханума» - это милый народный лубок, то комедия А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» - одна из значительнейших пьес русского репертуара. Смородин сыграл в спектакле пожилого генерала Крутицкого, отсталого ретрограда, готового задушить в зародыше любое новое слово, но которого легко обмануть умному мошеннику. 

  Однако режиссеры с уверенностью назначали Валерия Леонидовича на роли совсем некомические и не сомневались: результат будет достойным. Актеру довелось сыграть герцога Олбени в «Короле Лире» Шекспира – хладнокровного и жестокого интригана. Это как раз и была роль, в которой Смородин передал затаенную злую энергию персонажа. А потом был король Клавдий в шекспировском «Гамлете» - драма человека, который с ужасом осознает тяжесть своих преступлений. 

Маленькие люди с большим сердцем

Валерий Смородин пришел к своим главным ролям, потратив много энергии своего большого сердца. Он заставлял сострадать  своим «маленьким» людям, вызывал к своим персонажам неизменное уважение. 
Этапной для всего творчества Валерия Смородина стала роль Башмачкина в «Шинели» Н.Гоголя. Актер вел своего героя, нелепого и застенчивого, к настоящей трагедии. И степень этого трагического, бурного переживания заставляла зрителей так же сильно сопереживать несчастному, которым можешь оказаться ты сам.

  Логично было после Башмачкина исполнить чем-то похожую роль Сарафанова в «Старшем сыне»  А.Вампилова. Другое время и вроде бы другая жизнь, но никуда не делся этот скромный неудачник, у которого сплошные проблемы на работе и в семье. Своей работой Смородин убеждает в том, что спасение, может быть, в доброте и доверчивости.  Ибо, как поет Валерий Леонидович в финальной сцене «Старшего сына»:

Да, неуловима судьба,

Океан печали глубок,
Но когда забываешь себя,
О тебе вспоминает Бог!

Весть о смерти любимого артиста взорвала соцсети:

     Невосполнимая утрата! Любимый актер, столько прекрасных ролей. Как он их проживал - дух захватывало! Наталья Шуленина. 

     Хочется сказать: «Не верю». Выдающийся был актер! Анна Юрьевна.

     Спектакль с его участием всегда оставался в самом сердце, каждая его роль уникальна. На некоторые спектакли ходили по нескольку раз только из-за него. Будет очень его не хватать. Марина Горячева.
 
Жаль, что уходят такие необыкновенные, талантливые, добрые, душевные, красивые, умные, творческие, харизматичные, любимые актеры. Галина Кожурова.

     В последний путь артиста провожают аплодисментами. Сегодня я не хочу, чтобы он слышал наши слезы - пусть он слышит ваши аплодисменты. Кирилл Бессонов.

Владимир КАРПОВ.
Фото пресс-службы Калужского драмтеатра.