12 февраля, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Спасение Есении

12.02.2026

Зимнее утро в деревне Верховой Сухиничского района. Александр Буянов, выдыхая облачко пара, идет к старому сарайчику не с пустыми руками – в одной чашка с вареной курятиной, в другой – ведерко воды. – Сеня! – зовет он, открывая дверь. И из-за стены в ответ раздается нетерпеливое щелканье клювом – аист здоровается! Для хозяина это обычный день. Для его питомца – еще одни теплые и сытые сутки в разгар самой холодной зимы. А ведь могло и не быть этого утра.


Трагическое падение


Все случилось в конце лета. На старой водонапорной башне у фермы гнездилась пара аистов. В тот сезон у них вырос один птенец. И все могло бы сложиться как в доброй сказке, если бы не первый, роковой, вылет. Молодая птица, не рассчитав сил, неудачно спланировала с высокой постройки и рухнула на землю, повредив левое крыло. Забраться обратно в гнездо птенец уже не смог, и родители кормили его на земле.
Наступила осень – время великих перелетов. Родители Сени кружили над башней, над своим птенцом, который так и не поднялся в воздух. Сородичи собирались в путь. Холодные ветры гнали их на юг. В один из дней они взмыли ввысь и, сделав последний круг над родным местом, исчезли в осенней дымке. Аистенок остался. Беспомощно хлопая поломанным крылом, он бродил в одиночестве.


В ответе за тех, кого приручили


   Бросить птицу на произвол судьбы? Для жителей Верховой такой вариант даже не рассматривался. Сельская спасательная операция началась мгновенно. Аиста стали подкармливать всем миром, нарекли его Сеней. Александр Буянов, живущий неподалеку, человек терпеливый и наблюдательный, действовал аккуратно, без резких движений.
– Когда я его приметил, понял – не выживет один. Думать долго не стал. Еду около сарайчика оставлял – он ел, – вспоминает Буянов. – Потом стал миску в сарай двигать. А потом уже Сеня стал сам заходить в сарай.
В ход пошла пустующая голубятня – небольшой сарайчик, который нужно было срочно превратить в квартиру для теплолюбивой птицы. Александр Иванович взялся за дело основательно.
– Сарай-то старый, щели везде. Я их все монтажной пеной прошел. Снаружи для верности шифером обил – от ветра и хищников защита, – объясняет хозяин.
А еще он протянул проводку, лампочку вкрутил, чтобы птице светло было.
– Выхожу утром, зову: «Сеня, Сеня, иди сюда!» Глядь, а он… бегит, бегит ко мне через весь двор, – рассказывает Александр Иванович. – Подойдет, клюнет в рукав, будто здоровается. Еду из рук берет и ходит за мной по пятам весь день.


Всеобщий любимец






  С Сеней знакома вся Верховая и те, кто приезжает работать на местную ферму из города. Всю осень аист важно вышагивал прямо по асфальту, а машины уважительно притормаживали, пропуская удивительного пешехода. Деревенские его полюбили, подтянулись ребятишки.
– Прибегут с пруда, – с улыбкой рассказывает Буянов, – кричат: «Дядя Саша, для Сеньки рыбу принесли!» Я таз с водой выставлю. Они туда свой улов, а Сеня тут как тут. Встанет, вытянет шею и давай охотиться. Бух клювом в воду – и уже рыбку выхватил. Детишки визжат от восторга, пока он всю рыбу не переловит. Для них потеха, а для него лакомство.
Рацион у Сени – царский, но простой. Зерно аисты не едят, основа – курятина. Еще аист очень любит рыбу. В заботу о пернатом постояльце включилась вся семья. Супруга Александра Ивановича Надежда взяла на себя стратегические поставки – заказ больших упаковок замороженной курятины и рыбы. Не остались в стороне и соседи - обязательно принесут аисту что-нибудь вкусное. Так и прижился Сеня в деревне.




Пришла зима


  А потом холода ударили. Один обогреватель, слабенький, не справлялся. Пришлось Александру еще один, масляный, купить, помощнее.
В самые лютые морозы Сеню не выпускали, чтоб не отморозил длинные ноги. Он покорно оставался внутри, лишь провожал взглядом выходящего хозяина.
– Ему лежанку теплую сделал. От старой перины отрезал добрый кусок, постелил, чтобы повыше было и мягко. Рядом гнездышко из сена сложил, - говорит Александр. –Зайду к нему – свет горит, обогреватели работают. Воду проверю в ведерке, если льдом подернулась – свежей подолью. Он стоит на своей лежанке, смотрит, голову кверху поднимает и клювом щелкает – радуется, значит. А если задержался с кормежкой, может рукав клюнуть – мол, не томи, давай сюда.



Надежда



Единственное, что беспокоит людей, – травмированное крыло. Аист не забыл, что должен летать.
– Видно же, что скучает по небу, – грустно замечает хозяин. – Встанет посреди сарая, попрыгает, машет-машет крыльями... Одно – ровное, а другое, левое, никак не поднимается, кончик так и торчит. И не взлететь ему.
Местные жители хоть и привязались всей душой к пернатому другу, признали: сами они не смогут оказать птице квалифицированную ветеринарную помощь. Скрепя сердце они обратились в калужский Центр реабилитации диких животных «Феникс», куда и отправился на обследование ручной аист. Кстати, оказалось, что Сеня – вовсе не Сеня, а Есения.
- Увы, летать этот аист не сможет никогда, хотя бегает шустро и слегка «подлетывает», – говорит руководитель «Феникса» Вероника 
Матюшина. – Скоро он отправится на постоянное место жительство в Рязань, где уже живут несколько наших птиц. Рязанский дом аиста выиграл государственный грант на создание аистиной тропы, инвалиды составляют там пары и плодят здоровых птенцов, которые уже смогут жить на воле, в дикой природе. И напомню, что в подобных случаях разумнее как можно скорее передавать травмированное дикое животное в руки специалистов.


Алена Духова.
Фото автора.