29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Музыка цвета Бато Дугаржапова

28.11.2019
Культурный слой

Наверное, лучшего времени года, чтобы познакомиться с картинами Бато, не найти. В городе на Оке ноябрь - с его строгой графикой спящих улиц, с темной глубиной медленной реки и низким небом без солнца над крышами города. Среди этого неотвратимого предзимья, словно на контрасте, лучше увидеть и почувствовать яркие цветовые пятна и световые удары свободного жизнелюбивого творчества, которое всё — свет и воздух.

 Настоящим праздником для Тарусы назвала встречу с Бато Дугаржаповым директор картинной галереи Елена Варёнова. На выставке можно увидеть работы разных лет - она небольшая, но по внутренней своей составляющей объемна и многогранна. Художник уже бывал в городе по приглашению друзей, работал здесь на пленэре и запечатлел Тарусу на своих полотнах, правда, в этот раз их не представил - не успел доехать до мастерской. Но есть здесь Бёхово и Поленово - места, бесконечно любимые живописцами. Кстати, работает Бато только на воздухе, в мастерской его, как он признается, нет места - все пространство занято картинами. 


Часть работ Бато — маленькие картины-штрихи, расположены на вертикалях черных фонов. Выхваченные из небытия впечатления и воспоминания - как яркие окна, в которые так и хочется заглянуть. Художник объясняет такое оформление современной подачей: это могла бы быть не только окрашенная доска, но и мрамор, и красивые породы дерева. Еще одна интересная в прямом смысле «черточка» художника Бато — его собственная подпись на работах, которую невозможно подделать. Легкий мазок краски, черточка-парабола с точкой в начале, трансформировавшаяся буква «Б», которая — по совпадению — именно так и изображается в арабском алфавите.

Легкие, прозрачные картины Бато нужно смотреть на некотором отдалении, как и все большое, что видится на расстоянии. Они нежны, глубоки и совершенны. Каждый штрих и оттенок настолько ювелирно точны, что кажется, все его работы пропитаны теплым светом — иногда неуловимым, идущим как будто из глубины полотна. 

Работы Бато Дугаржапова постоянно представлены в галереях России, Франции, США и Англии. А в Тарусе они будут экспонироваться в большом зале картинной галереи до 7 декабря. 

Елена Варёнова, директор картинной галереи:

- Его работы узнаешь сразу — в любом зале, в любом самом именитом соседстве. Узнаешь по темпераменту, по силе и мощи живописного выражения, по насыщенному глубинному колориту. В живописи Бато Дугаражапова все поет, она по-настоящему звучит и дает новое ощущение свободы духа.

Алексей Крюковский, художник, г. Таруса:

- Я бывал на многих выставках и видел множество работ, но когда я впервые увидел картины Бато, у меня просто подкосились ноги. Его работы — это простота и истина, полная гармония во всем. Как я понимаю, сам сюжет, какое-то повествование уже становятся не суть важными. На его картинах взаимодействуют атомы, магнитные поля и происходит некая флуоресценция - работа оживает и начинает звучать уже на физическом уровне. Это настоящее волшебство.

Константин Михайлов, настоятель Воскресенского храма села Дегтяное Спасского района Рязанской области, художник:

- Мне кажется, что он возвел художественный этюд в ранг самостоятельной работы. По академической грамоте художник, перед тем как написать картину, сначала делает этюд, чтобы не потерять впечатление. Здесь, по сути своей, все - впечатление. Он налетает, быстро делает и тут же заканчивает работу. И вся эмоция остается на холсте живой.

Кстати

В 1999-2000 годах художник участвовал в росписи центрального и надалтарного куполов Храма Христа Спасителя в творческой группе под руководством профессора Евгения Максимова. В одном из своих интервью он рассказывал о том, как был достигнут эффект божественного сияния: среди множества способов выбрали использование специальных мазков, прием, в художественном искусстве называющийся лессировкой. Сотни слоев разных цветов дали потрясающий эффект вибрирующего пространства.

Фото автора и из открытых источников.