28 апреля, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Северо-западный обход

12.12.2019
Завершается строительство объездного проезда, который пройдёт по окраине города к инвестиционной площадке, на которой вскоре начнут возводить новый завод. Щебёночная дорога стала первым зримым результатом тех инвестиционных планов, которые принимали здесь почти десятилетие назад.

Начало

Эта история стартовала в далёком уже 2011 году. Именно тогда вбили первые колышки, разметившие на северном краю города территорию будущей инвестиционной площадки. Рассказывая о планах развития города на традиционном ежегодном отчёте, давешний глава администрации Дмитрий Шмаков честно предупреждал о том, что проект долгосрочный, расписан аж до 2020 года.

В большинстве своём люди любят быстрые решения. Когда начинается игра «в долгую», многих это вгоняет в пессимизм. Так случилось и в Сосенском. Прошло несколько лет, и никто почти не верил в то, что этот проект воплотится в реальность. Пессимисты брюзжали, что деньги закапываются в землю, что в городе уже ничего не поменяется. Но, как говорят на Востоке, караван шёл.

Шли и годы. К площадке подтянули ливнёвку, газовую магистраль, воду… Вскоре инфраструктуру подготовили к тому, чтобы на лету подключить любого инвестора, который пожелал бы открыть здесь предприятие. Только их не было.

ТОСЭР

В 2014 году правительство Российской Федерации включило Сосенский в список моногородов с рисками ухудшения социально-экономического положения. Заинтересованные ведомства прекрасно понимали основную причину, мешающую привлечению серьёзного бизнеса в город.

Затерянный в лесах Сосенский всегда был логистическим тупиком — деловых людей отпугивала удалённость от основных транспортных артерий. Выход нашли. В 2017 году министерство экономического развития РФ приняло решение о создании в девяти моногородах территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Сосенский также вошёл в этот список.

Резиденты ТОСЭР в течение пяти - десяти лет получают серьёзные льготы по налогам вплоть до полного от них освобождения. На тот же период значительно уменьшаются страховые взносы во внебюджетные фонды. Эти преимущества с лихвой покрывали все транспортные издержки инвесторов. И бизнес не замедлил отреагировать.

«Фуди»

Инвестиционный портфель города наполнился рядом предложений. Какое-то время казалось, что первым крупным инвестором, который придёт на городскую инвестиционную площадку, станет «Русский лён». Но у компании возникли проблемы с посевными площадями — им требовалась земля для выращивания сырья. Не срослось.

Сначала резидентами ТОСЭР стало несколько небольших производств, а в июне этого года на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение с дочерним предприятием крупной продуктовой компании — ООО «Фуди Сосенский».

Компания производит макароны «Mac&Cheese» с сырными соусами разных вкусов. По предварительным прикидкам, объём инвестиций в экономику города составит порядка 600 000 000 рублей. Завод компании займёт территорию в 5 га — примерно четверть от общей площади технопарка.

Дорога

На инвестиционной площадке уже начались приготовления к строительству, а по западной и северной окраине города к ней потянули нитку дороги. Точнее, дорога там всегда была. Как бы... Местами грунтовая, местами вымощенная остатками асфальта или железобетонными плитами. На пикник к озеру, мимо которого она проходит, добраться можно, но для регулярных грузовых перевозок этот проезд не годился.

Чтобы трафик не пошёл через город, администрация заключила контракт на реконструкцию этого проезда. Дорогу расширили. На песчаное основание уложили щебёночное покрытие. Уплотнили и отсыпали щебнем обочины. На момент, когда писалась эта статья, недостроенным оставался небольшой участок, где подрядчик укладывал пересекавшую трассу ливнёвку.

Работу сдадут в середине декабря. Хотя местные рыбаки и любители зимнего купания уже сейчас оценили обновлённую трассу. Вскоре по ней пойдут грузовики со строительными материалами, а затем и трафик инвестора. Город же получит рабочие места и откроет очередную страницу своего развития.

Фото автора.