3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Из ткани и фантазии

05.01.2020
Многие в наше время ругают интернет. Но во всемирной сети каждый ищет своё. Для Юлии интернет-просторы – основная площадка получения новых знаний и оттачивания мастерства.
- Там же всё есть, - говорит она, демонстрируя маленького Щелкунчика, выполненного по одному из виртуальных мастер-классов: сказочный герой сделан из спичечного коробка и картона, обтянутого тканью, ручки и ножки – из полимерной глины.


От тильды до Марии

Белокурая девочка в нежном розовом платье прижимает к себе Щелкунчика. А у её ног, укрытый дорогой бархатной мантией, съёжился Мышиный король. Эта стильная новогодняя композиция, размещённая в интернете перед проведением выставки-ярмарки «Театр вещей», и подтолкнула к знакомству с мастером.

- Кукла полностью текстильная, набита синтепоном, - рассказывает Юлия Фесенко. - Лицо сделано в технике утяжки, то есть формируется из синтепона с помощью иглы и нитки, а затем уже обтягивается тканью и расписывается акриловыми красками. Никакой лепки или валяния я не использую. Волосы из натуральной шерсти, одежда вся съёмная, также сшита вручную.

Мышиный король изготовлен из немецкой ворсистой вискозы и набит опилками.

- Только частично набиваю шерстью маленькие детали, - замечает мастер. - Ручки, ножки и голова у него подвижные – на шплинтах.

Нельзя сказать, что Юлия училась шить с нуля: образование она всё-таки получила. Правда, неполное и очень давно: 27 лет назад окончила один курс швейного училища в Сестрорецке под Петербургом, после чего переехала в Малоярославец, устроилась на швейную фабрику, где проработала полтора года. Затем - замужество, трое детей. В общем, стало не до шитья да и работу не раз сменила. Правда, рукоделие было в жизни всегда: больше всего Юлия увлекалась вышивкой сложных картин.



А потом дети выросли. И вот тогда стали рождаться куклы.
Первыми были тильды – винтажные куклы с тонким удлинённым туловищем и головой. Затем появились «головастики» - так называет мастерица небольших круглоголовых кукол с маленькими глазками. Потом она освоила технику создания мишек Тедди с подвижными лапками и головой. Но всё это были куклы игровые, для детей.
А ровно год назад мастер перешла к созданию кукол для «больших девочек».

Отпускать не жалея

Первой родилась Агата. Так назывался мастер-класс в интернете, по которому была сделана черноволосая красавица в сиреневом платье. Так назвала её и создательница. За Агатойой последовала Энн Ширли из поместья «Зелёные крыши». Мастер старалась передать и стиль эпохи, и выражение лица: грустный и напряжённый взгляд девочки, которая ждёт, когда же её заберут.

- Я в юности очень любила этот роман, затем с удовольствием смотрела сериал, - признаётся Юлия. - И мне кажется, кукла удалась – я её очень люблю.

Последней работой мастера стала тоже героиня книги: та самая Мария из Щелкунчика, которая нас познакомила.
Глядя на тонко выписанные черты кукольных лиц, сложно поверить, что рисовать Юлия нигде не училась.



- Не умею, совсем, - качает она головой. - И кукол не рисую перед работой. Я их просто вижу: рождается образ, который я и пытаюсь воплотить. Иногда в процессе работы что-то может незначительно измениться, но в целом они получаются такими, как я хочу.

Многие отмечают, что все куклы Юлии похожи на свою создательницу.

- Очень может быть, - смеётся женщина. - Один подошедший фотограф сказал, что они все на одно лицо. Но это неправда. Безусловно, что-то общее между ними есть – у каждого мастера свой стиль.

Во всякую там мистику, связанную с созданием кукол, Юлия не верит. Каждый мастер вкладывает в своё творение частицу души, говорит она, и это касается любого рукоделия.
А расстаётся она с куклами с радостью – особенно когда видит, насколько понравились её творения покупателю. Правда, таких кукол приобретают не часто, в отличие от игровых. Искусная кропотливая работа ценится недёшево.

Фото автора и из архива Юлии ФЕСЕНКО.

Юлия Фесенко:
- Самое интересное, что в детстве я в куклы не играла совсем.Видимо, теперь доигрываю.