«Этот вид искусства зародился довольно давно. Поначалу кружево выплеталось из золотых и серебряных нитей – такое предназначалось для монарших особ. Более простое нитяное кружево обрело известность в XVII - XVIII веках. На Калужскую землю тоже пришел этот промысел. Сначала появились отдельные мастерицы, а в дальнейшем – артели. В конце XIX – начале XX веков коклюшечное кружево шло на экспорт. Вообще особо виртуозных кружевниц было мало, но их труд хорошо оплачивался. Это очень сложный вид плетения, такая работа требовала предельной усидчивости и концентрации внимания, чтобы не перепутать коклюшки, не запутать нити. А ведь порой кружевница использовала до трехсот коклюшек сразу», - рассказывает Наталья Разоренова.
Этот процесс достаточно трудоемкий, не всем он дается. Об этом Наталья знает по личному опыту – она тоже увлечена кружевоплетением.
И, конечно, интерес вызывает выставка, которую составили образцы воротничков и манжет с разнообразным орнаментом – вологодское кружево и красивые образцы от калужских мастериц. Кстати, эти аксессуары из прошлого отличает сложность и в то же время тонкость исполнения.
В старину ажурное кружево использовали для отделки одежды дам высшего света, а также скатертей в домах знати. Полюбили его и крестьянки, которые старались добавить немного кружева в отделку праздничной одежды.