Время - вперёд!
Вот и начался в России новый учебный год. В школах, высших и средних профессиональных учебных заведениях 1 сентября прозвенели первые звонки, прошли праздничные линейки. День знаний всегда ассоциируется с морем цветов и бантов, радостью встречи друзей после летних каникул. И тревожными ожиданиями родителей. Да-да, они переживают даже больше своих детей и педагогов. И волнует их очень многое: как ребенок войдет в школьный режим после долгого отдыха, как примут его одноклассники, не забыл ли он что-то за лето, все ли купили к началу занятий.
Пожалуй, самым главным и тревожным в последнее время стал вопрос об удаленке. Несмотря на то что министр просвещения Сергей Кравцов ранее заявлял, что в новом 2021/22 учебном году школы будут работать очно, сомнения у родителей оставались. Слишком долго в прошлом году ученикам пришлось пробыть на дистанционке, да и до конца пандемии еще очень далеко.
И все же учебные заведения начали год в традиционном формате. Первые тревоги позади, а впереди – долгие месяцы тяжелого труда. Хотя почему тяжелого? Уже очень многие учебные заведения в рамках нацпроекта «Образование» оснащены современным оборудованием, способным превратить процесс обучения для ребенка в увлекательнейшее занятие. Только представьте: учитель задает какой-то вопрос, а с помощью приложения отвечает весь класс – дети просто нажимают кнопку в компьютере. Система тут же анализирует результаты и показывает их на интерактивной доске – сколько верных ответов, а сколько ошибочных. Или на уроке робототехники, например, дети собирают настоящих роботов. А с помощью специальных очков-шлемов можно виртуально не только побывать в любой стране мира, но и… внутри молекулы, чтобы изучить ее структуру.
Для меня это просто фантастика какая-то. Когда я училась, в моей школе самым супер-пупер-современным оборудованием был диапроектор в кабинете математики. На специальной прозрачной пленке мы аккуратно писали фломастером решение задачи, и наша писанина вместо доски высвечивалась на белом экране. О компьютерах тогда мы еще не слышали. В старших классах, правда, ввели уроки информатики, но они были неинтересные – очень трудно понять, что ты напрограммировал на бумаге, не видя результатов.
Сегодня же крутые ноутбуки, анатомические кресла для работы за компьютером, интерактивные доски, на которых можно писать специальным маркером, а исправлять ошибку нажатием одной кнопки на экране, можно увидеть даже в сельских школах.
Если бы тогда нам показали малую толику того, что доступно нынешним ученикам, мы б визжали от восторга. Вот не понимаю я некоторых родителей (а их немало), которые выступают против цифровых нововведений. Вроде «сколько раз твердили миру», что ЦОС (цифровая образовательная среда) – лишь необходимое дополнение к традиционному образовательному процессу, а не отказ от него. Что учитель, не только дающий знания, но и формирующий мировоззрение учеников, по-прежнему останется главной фигурой. Однако новая пугающая аббревиатура для многих олицетворяет дистанционное обучение. С началом учебного года снова обострились выступления различных родительских объединений, считающих цифровизацию в школах «экспериментом над детьми» и требующих вести обучение по старинке.
Конечно, ретроградов, противящихся техническому прогрессу, хватало всегда. Были недовольные электрификацией, возникали бунты против железных дорог, механизации производства. Однако сегодня все мы пользуемся этими достижениями науки. Да что далеко ходить – еще несколько лет назад многих из нас палками загоняли в «Госуслуги», однако эта цифровая платформа оказалась необычайно удобной.
Сегодня цифровая среда охватывает практически все сферы жизни. Мы уже не можем представить себя без компьютеров, многие управляют домашними вещами с помощью смартфонов, цифровые сервисы прочно вошли в наш обиход. Это уже не эксперимент, а реальная жизнь. И детей нужно готовить к этой новой реальности, а не прятать от нее.
Мир изменился. Прогресс идет вперед семимильными шагами, и пытаться остановить его – только попусту тратить бесценное время.