Больше чем скрипка

Татьяна ПЕТРОВА
14.12.2018 11:03
В областной филармонии выступил народный артист России Юрий Башмет

- На скрипке я играл для мамы. Уже и не припомню, кто мне сказал, что альт менее обременительный и затратный по времени инструмент. И я поменял скрипку на альт. Представьте, тогда я даже не знал, как он звучит! Всё, о чём думал, это как бы побольше времени выкроить для гитары, группы. И вдруг, это было для меня  большой неожиданностью, я полюбил свой альт.

    Уже три с половиной часа калужская публика слушала один из самых профессиональных и лучших музыкальных коллективов страны: оркестр «Солисты Москвы» играл в этот вечер великих Чайковского, Моцарта, Грига.

    Музыканты играли очень чутко и умело, раскрывая музыкальный диапазон от пианиссимо до фортиссимо, исполняя произведения как единый организм, на едином дыхании.  Калужане восторгались, рукоплескали, в паузах между произведениями вслушиваясь, как бывает, когда ждут дорогого гостя. Он опаздывал, у музыкантов оркестра уже немели руки – в этот вечер они сыграли не один, а два концерта кряду.

После концерта скрипач и дирижер встретился с детьми проекта Калужской филармонии и оркестра народных инструментов им. Е. Тришина «Большой оркестр для маленьких солистов» и сфотографировался с ними. А для газеты и ее читателей оставил на память свой автограф.

    А маэстро появился в середине одного произведения, как ни в чем не бывало, незаметно, подхватив соло на альте у уже играющего мелодию оркестра. Зал облегченно вздохнул – калужане дождались своего кумира. Затем Башмет солировал еще в нескольких произведениях. Публика была заворожена его талантом и готова была слушать его хоть всю ночь. Может быть, если бы не уставшие оркестранты «Солистов Москвы», так бы и было, ведь нечасто выпадает такой шанс – увидеть и услышать вживую одного из известнейших дирижеров, виртуозного музыканта и композитора мирового масштаба, превратившего альт в ведущий инструмент в оркестре. Как хорошо, что в этот вечер Калуга все-таки познакомилась с его несравненной задумчивой манерой игры, его страстными пассажами и необыкновенным человеческим обаянием.


    Юрий Башмет - советский оссийский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и четырёх Государственных премий РФ (1993, 1995, 2000, 2013).
Один из самых востребованных классиков современности, сегодня он дирижер, руководитель оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы», народный артист СССР, заведующий экспериментальной кафедрой альта Московской консерватории, почетный профессор МГУ, талантливый человек во всех отношениях. 

    Когда Юрий учился в 9 классе, он играл в симфоническом оркестре Политехнического института. С этим коллективом паренек впервые поехал на гастроли в Москву. И там произошла судьбоносная встреча. Он познакомился с Вадимом Васильевичем Борисовским, родоначальником русской альтовой школы, профессором кафедры альта и арфы Московской консерватории. И он сделал открытие для себя: классическая музыка полностью адресуется духовному миру, и она безгранична и беспредельна, у нее нет потолка. А когда Юрий услышал, как красиво звучит альт в руках Федора Дружинина, заинтересовался инструментом всерьез.

    Юрий Башмет может объясниться на английском, украинском, польском языках. 
Играет на старинном альте мастера Паоло Тесторе. Этот инструмент он приобрел в 1972-м и до сих пор с ним не расстается. Примечательно и то, что практически за четверть тысячелетия он стал первым человеком, которому дозволили сыграть на альте самого Вольфганга Моцарта. Причина была одна: именно Башмет смог доказать возможности этого инструмента как солирующего. 
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика