Что год минувший приготовил?

Андрей ГУСЕВ
22.11.2019 12:26
Антон Долин подводит предварительные киноитоги.

    Недавно в Калуге побывал известный кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. На творческой встрече со зрителями он отметил наиболее значительные фильмы, появившиеся в этом году, оценил их шансы на кинематографические награды, рассказал о новых тенденциях в киноиндустрии и ожидаемых премьерах. Вот что мы узнали.

   О художниках и их антеннах

    – Я не очень люблю говорить о будущем кино и на вопрос, каким оно будет через пять – десять лет, всегда отвечаю, что это зависит от того, как будет выглядеть мир. Он сегодня очень подвижный и хрупкий. Мы на самом деле мало знаем о том, что нас ждет, но кино отвечает, часто само не понимая, на запросы современности. Это довольно поразительное ощущение, когда на кинофестивале смотришь несколько десятков фильмов и вдруг понимаешь, что во многих из них, снятых в разных странах, затрагивается одна тема. Авторы об этом не сговаривались. Отношение к проблемам у них разное, и они по-разному решаются, но почему-то у всех один и тот же фокус. Это всегда о чем-то говорит, и расшифровывать это всегда интересно. У людей талантливых, которые занимаются искусством, существует некая антенна, настройка, которая улавливает то, что носится в воздухе. Это на самом деле магическая история, не в фигуральном смысле. Он не знает, откуда поймал этот сигнал. Это магия искусства, которое иногда улавливает то, что не способно сформулировать.

   Эксплуатируя ностальгию

    – В этом году впервые мейнстримный комикс «Джокер» Тодда Филлипса попал в программу престижного кинофестиваля в Венеции и, выиграв его, стал первым за всю историю, собравшим такое количество зрителей и денег фильмом с рейтингом R.

    Итог этого года – не только абсолютная победа кинокомикса над другими жанрами кино. Это и победа кино как искусства с его радикальными возможностями над кинокомиксом внутри самой структуры кинокомикса. Это не значит, что такие новаторские вещи изменили кино в этом году. Происходят и обратные вещи. В то время как «Мстители» начали осваивать феминизм, выпустив фильм «Капитан Марвел» и готовя «Черную вдову», в этом году был очень любопытный «Оскар». На нем радикальные «Фаворитка» и «Рома», кстати, тоже венецианский победитель, проиграли «Зеленой книге» – фильму, как в старом добром Голливуде. Это обращение к прежним временам.

    Под видом осваивания новых технологий Голливуд занимается тем, что эксплуатирует ностальгию – в этом году вышли новые версии «Дамбо», «Алладина» и «Короля-льва». Их объединяет то, что это уже не анимация, но еще не кино. С одной стороны, кризис идей, с другой – возвращение назад, с третьей – нейтральная платформа между анимацией и игровым кинематографом, детским и взрослым кино, когда уже выросшие люди идут вместе с детьми или без них посмотреть на своих любимых героев, чтобы вспомнить и поплакать.

   Об интерактивном кино

    – Это больше игрушка, чем вид искусства. Все виды искусства – конструкция, построение. Если оно нарушается и соавтором становится зритель, тогда конструкция размывается и лишается своих черт. Когда есть возможность выбрать концовку или изменить сюжет, это уже компьютерная игра, а не произведение искусства. Говорю без всякого негативного отношения к компьютерным играм. Но я думаю, это одна из причин, почему компьютерные игры являются развлечением, а не искусством при всем их высоком качестве.

   Чего ждать?

    – В январе выйдет фильм Греты Гервиг «Маленькие женщины», экранизация знаменитого американского романа. Также нас ждет история «Черная вдова» и новый виток марвеловских фильмов, последние «Звездные войны» третьей трилогии, возвращение Гая Ричи с фильмом «Джентльмены» и Джеймса Бонда в фильме «Не время умирать» и, наверное, самый интригующий научно-фантастический фильм года – экранизация режиссером Дени Вильневом романа Фрэнка Херберта «Дюна». Его пытались экранизировать Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч, была сериальная попытка, эта уже четвертая. Посмотрим, что получится и до какой степени экранизация книги, написанной более пятидесяти лет назад, будет смотреть не в прошлое, а в будущее.

   О личных пристрастиях

     – У меня нет фильмов и жанров, с которыми я живу постоянно и часто к ним возвращаюсь. Я абсолютно равнодушен к мюзиклам за исключением двух-трех новейших картин. Старые классические мюзиклы абсолютно не мое. И я плохо знаю вестерны. Начиная со спагетти-вестернов они уже нравятся довольно сильно.

    Временами хочется к чему-то вернуться. В этом году мы семьей побывали в Испании, и я захотел посмотреть разное испанское кино. Посмотрел впервые со студенчества фильмов пять-шесть Бунюэля. Просто для себя. И это было совершенно прекрасно. После этого выяснил, что в следующем году отмечается 130-летие режиссера и мы будет готовить номер «Искусства кино» по этому поводу.

мстители.jpg
    Комикс правит миром

    – Независимость зрителей от того, что им навязывают, выразилась в российском успехе фильма «Мстители», побившему все рекорды, и неуспеху в прокате отечественного кинофильма «Миллиарды», из-за которого была перенесена премьера марвеловского фильма.

    Это вообще первый год, когда самым смотрибельным в мире стал фильм-комикс. Если вы его видели, то понимаете, что, хотя без специального словарика его смотреть невозможно, насколько масштабно и эффектно это кино сделано. Создан некий клуб для понимающих, который организовали сами зрители. Предыдущие фильмы-рекордсмены – «Аватар» и «Титаник» – брали оригинальностью сюжета. Зрители приходили на них, ничего предварительно не зная. Здесь же нельзя было прийти неподготовленнными, и теперь мы видим мир, практически охваченный новой идеологией и эстетикой, а не только успешный классный фильм. Любой человек, который сегодня презрительно отзывается о комиксах, априори неправ. Их читает большинство человечества, что подтверждает статистика.

Фото: Андрей ГУСЕВ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика