Исчезнувшие полотна

Татьяна ПЕТРОВА
24.10.2019 07:00
Почти детективная история о художественном наследии нашего земляка.

    Итак, мастер умер. Такого поворота не ожидал никто, Павлу Рыженко было 44 года. Самый рассвет и в жизни, и в творчестве. Он успел отразить трагедию переломных и судьбоносных моментов истории русского народа и России. Трудно представить, сколько всего еще он мог бы сделать, если уже к сорока годам из его произведений могла бы вырасти огромная галерея. Но она не выросла, о своих картинах Павел Викторович позаботиться не успел.

   Начало читайте в статьях: Почти детективная история и Картины нашего земляка

   Невосполнимая утрата

    Произнося эти слова, мы часто не отдаем себе отчета, что это значит и как вообще утрата может быть восполнимой, если эта потеря уже навсегда. Заслуженный художник России, чьи картины стали совестью многих и многих, ушел неожиданно, безвременно, непостижимо. Но 16 июля 2014 года еще никто не знал, что потеряли мы не просто человека талантливого, мыслящего смело и независимо, а вместе с ним и его полотна.

    Передача их в дар области назначена была на 10 августа, день закрытия его персональной выставки. Впереди было и открытие диорамы «Великое стояние на Угре» в Калужской Свято-Тихоновой пустыни – последнего его творения, где в провидении своем он изобразил среди воинов земли русской и себя с разбитой головой (Павел Викторович умер от инсульта), и свою могилу. Музей-диорама был открыт святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 9 сентября 2014 года уже без него.

    25 июля на выставке в экспоцентре «Салтыковский» в Калуге прошел вечер памяти художника. Показали небольшой документальный фильм о его жизни. Экскурсию по экспозиции провела жена Павла Рыженко.

   Наследники

    После смерти человека его имущество наследуют близкие родственники, если нет особых распоряжений, завещания. Наследником Рыженко стали его жена Анастасия Юрьевна и сын Тихон, могли также претендовать на часть наследства родители художника. Особого распоряжения не было, как мы уже знаем, свои картины в дар области он передал только на словах, подтверждающие документы оформить не успели.

    Вдова художника забрала все хранившиеся в нашей области при жизни Павла Рыженко картины. Виталий Бессонов вспоминает, что у руководства области и министерства культуры региона были попытки уговорить ее поступить так, как хотел художник. Ей предлагалась должность директора Дома Щепочкина, где разместят картины художника с возможностью вести выставочную деятельность по всей России. Но Анастасия Юрьевна, по словам Бессонова, отказалась.

    Примерно в это же время испортились отношения Анастасии Юрьевны с родителями художника. Мать Павла Рыженко Любовь Андреевна рассказала, что они с мужем в присутствии юриста отказались от своей части наследства сына, чтобы не участвовать ни в каких дележах.

   Дорога без конца

    Впервые о своих планах относительно картин вдова Рыженко рассказала 2 июля 2015 года на выставке в Козельске, которая была посвящена 45-летию со дня рождения художника.

    – Мы откроем галерею в Москве, нам нужно наполнить ее историческим материалом. Помимо этого там будут храниться видео, звуковые и печатные материалы, – сказала Анастасия Рыженко. – На следующий год уже намечена плотная экспозиционная работа. Будут предложения, я с радостью их приму, это была мечта художника.

    И ни слова о том, что мечтою художника было вовсе не это.

    Однако содержание полотен далеко не дешево, требовалась оплата транспортировок на выставки и обратно, реставрация. Именно поэтому наша область предлагала вдове художника поступить по воле мужа, все расходы на содержание картин область взяла бы на себя, оберегая их как зеницу ока. Но Анастасия Юрьевна решила идти своим путем. Она создала фонд, который занимается пропагандой творчества художника, организует выставки и лекции по истории.

    Дела шли не очень, об этом говорит письмо сына Тихона, появившееся на просторах интернета 16 сентября 2017 года. Оно начиналось обвинительно и громко: «В России не нашлось места для содержания наследия Павла Рыженко». Россию Тихон обвиняет в поддержке фильма «Матильда», центра Серебренникова, различных шоу. А вот на сохранение полотен, воспевающих русскую национальную славу, как оказалось, денег нет.

    – Полотна, посвящённые русской истории, по экономическим законам нынешнего мира, нацеленного на всё рациональное и практическое, не в состоянии окупить своё «присутствие» в выставочных залах и на складе, где они хранятся, упакованные в плотный полиэтилен, – пишет Тихон РЫЖЕНКО. – Картинам не нашлось места в городской галерее, где они могли бы ожидать встречи со зрителями, не нашлось государственных средств даже просто для их хранения. Помогите нам – спасите папино наследие!

    Письмо заканчивается просьбой ко всем патриотам перевести деньги на карту.

    С Анастасией Юрьевной мне связаться не удалось, она сменила номер телефона, но удалось поговорить с мужем ее сестры, реставратором Дмитрием Исаковым, который заверил, что он помощник Анастасии Юрьевны и может ответить на вопросы. Дмитрий Игоревич рассказал, что картины сейчас хранятся на теплом и сухом складе, но условия там не так идеальны, проводятся выставки, историк и писатель Тихон Рыженко читает лекции. Не удержалась я и от вопроса о том, почему Анастасия Юрьевна отказалась передать картины Калужской области, где они могли бы быть в сохранности.

    – Если вы представляете, какой это масштаб, то в региональную какую-то организацию отдавать это недопустимо, – ответил Дмитрий Исаков. – Картины должны находиться в Москве и иметь возможность путешествовать по России. А чтобы они осели в каком-то музее в Калуге или еще где-то – это не подходит. Администрация Калуги долго размышляла, никто ничего не предпринимал, а как только Павел Викторович ушел из жизни, сразу все засуетились.

   Послесловие

    Что ж, теперь вы знаете о судьбе наследия Павла Рыженко. И можете сделать выводы. На мой взгляд, довольно странно увозить коллекцию в никуда, нарушив волю художника, обрекая картины на скитания, недостаточно хорошее хранение, возможную порчу, тогда как было предложено бесплатное ее содержание в отреставрированном специально под эти полотна музее области. Об этом мечтал художник.

Кирилл.jpg

    11 ноября наша область, а может, и вся страна, если Государственная Дума примет такое решение, будет отмечать памятный день победного окончания Великого стояния на Угре. Созданная художником Павлом Рыженко диорама, на которую в скит Свято-Тихоновой пустыни в селе Дворцы едет смотреть вся Россия, – единственное, что осталось нам в память о творце.

Фото: tourister.ru и raven-yellow.livejournal.com

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика