Как одни люди лишают счастья других

Александр ФАЛАЛЕЕВ
24.01.2020 09:54
В Калужской драме состоялась премьера пьесы Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» в постановке Александра Баранникова

6251.jpg
В прошлом году на фестиваль «Старейшие театры» в Калугу своё видение «Эльзы» привозили наши соседи туляки. Однако вовсе не факт популярности пьесы натолкнул искушённого Александра Баранникова, склонного к работе с классиками, на постановку произведения молодого автора. Тут, как мне видится, роль сыграли два других обстоятельства. Изначально – глубокий общечеловеческий смысл, заложенный в пьесе. И ещё, конечно же, тот факт, что Пулинович – ученица Коляды, к пьесам и творчеству которого Баранников благоволит.

Молва, порицание, непонимание

Пьеса сильная, реалистичная. Печальная и нежная история, написанная живым языком. И у калужан получился такой же спектакль. Вкратце, это повествование о внезапно вспыхнувшей любви двух пожилых людей, об эгоизме и полном непонимании окружающих. Дело происходит в деревне. Главная героиня, 76-летняя Эльза, по происхождению немка, по мироощущению русская, с украинской фамилией по мужу, крепко вросшая корнями в свою землю. Она только-только похоронила супруга. Однако этим трагичным событием не очень-то огорчена, поскольку была нецелована, нелюбима и бита. Случайно она встречает 72-летнего Василия, бывшего учителя географии, перебравшегося на ПМЖ в их глушь из райцентра. Внезапно вспыхнувшие чувства охватывают немолодых людей с такой силой, что они, более чем скромно жившие до сих пор и мало что повидавшие, обезумев от нечаянного счастья, решают зарегистрировать отношения в ЗАГСе, продать свои домишки и отправиться в заграничное путешествие!
И, возможно, их сумасбродному плану суждено было свершиться, если бы не жестокие противодействия меркантильных взрослых детей, наделенных всевозможными комплексами неполноценности, не верящих в искренность чувств, до смерти испугавшихся потерять наследство. Просто удивительно, как совсем молодому драматургу удалось уловить всю соль понимания старшего и среднего поколения?

6447.jpg

Искренне и просто

Эту душераздирающую историю о поздней любви двух пожилых людей проникновенно рассказали блистательные Надежда Бурнашова и Сергей Корнюшин. Играют артисты деликатно. Героиня Бурнашовой – симпатичная, трогательная, сентиментальная и скромная. Тем сложнее было показать развитие образа из несчастной в счастливую. Ей это удалось. Считывается судьба. Безусловно, это заслуга как актрисы, так и режиссера, бережно отнесшегося к первоисточнику. Василий в исполнении заслуженного артиста России Корнюшина – добрый, нежный, очаровательный мечтатель открывает ей новый мир, о котором она только мечтала. Кажется, он точно знает, как быть счастливым.
В других ролях актёры также убедительны. У каждого персонажа свой характер. Каждый артист органичен. Нельзя не отметить впечатляющую игру Натальи Бушиной в роли внучки – очень жизненно. Бесподобна в роли соседки Тамара Глеклер, просто потрясающе комична, выше всяких похвал! Выразительна Елена Соколова в роли дочери Ольги – любимицы умершего отца, воспитанной на открытых унижениях матери, грубая и чёрствая душой.
Александру Баранникову удалось показать историю двух пожилых Ромео и Джульетты без особых оригинальностей, душевно и по-настоящему живо. Одним словом, получилось достаточно художественно и по форме, и по смыслу. Особенно драматичен финал! Описывать его не стану. Надо идти и смотреть.

Слёзы, аплодисменты и крики браво!

Лаконичны декорации. Аскетичное оформление сцены гармонично вписано в сюжет. Каркас избы, продуваемый всеми ветрами, поворачиваясь, предстаёт то домами героев, то сельмагом, то клубом. Это заслуга Людмилы Некрасовой – художника-постановщика. Скромное одеяние героев без излишеств и стилизаций «под деревню» создала Оксана Богданович – художник по костюмам. Пожалуй, лишь музыкальное оформление вызвало некоторое недоумение. Странный, на мой взгляд, подбор композиций из мешанины музыки Александра Зацепина, песен Стиви Уандера и Людмилы Зыкиной.
Зал рукоплескал. «Спектакль очень понравился! Грустно и смешно, радостно и горько одновременно», – так говорили практически все, побывавшие на премьере. «Как же можно быть такими бессердечными?! Ломать жизнь близких людей!» – недоумевали зрители. Некоторые выходили со слезами на глазах. Безразличных, по-моему, не оказалось.

«Земля Эльзы» – это спектакль о пожилых людях, который нужно смотреть в первую очередь молодым, чтобы взглянуть на себя со стороны.
Фото Виктора Кропоткина.

Наша справка

Пьесу в 2015 году написала 28-летняя драматург из Екатеринбурга Ярослава Пулинович. За весьма короткий срок 17-я по счёту пьеса лауреата премии имени Бажова, сценариста «Ёлки-5», штатного драматурга Русского театра в Эстонии обрела жизнь во многих российских провинциальных театрах и в Петербурге. А в столице, в театре Et Cetera, одну из главных ролей играет незабвенный Евгений Стеблов.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика